Как на Руси специализированным предприятием быть…
Специализированные предприятия, владеющие на законном основании ОРО и принимающие отходы сторонних организаций по договорам оказания услуг, подряда и пр. (без перехода права собственности и условий о конечном размещении отходов), несут риски наступления негативных последствий в виде взыскания с них платы за НВОС.
При этом если при размещении (захоронении) ТБО в тариф плату за НВОС включить возможно, то лица, владеющие ОРО для размещения промышленных отходов, лишены такой возможности.
1) Так, Федеральный закон № 210-ФЗ [11] устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ч.1 ст.1).
Регулированию подлежат, в том числе, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО (ч.2 ст. 1 Федерального закона № 210-ФЗ).
При этом:
— организация коммунального комплекса — ЮЛ независимо от его организационно-правовой формы, … осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО (п. 1 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ);
— тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 7 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ);
— потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере …, утилизации (захоронения) ТБО — лица, приобретающие по договору… услуги по … утилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (п. 17 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ).
Одним из методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является установление тарифов на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, в соответствии с которой эти тарифы устанавливаются в размере, покрывающем расходы на осуществление регулируемой деятельности и обеспечивающем возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками (ч.1 ст. 8 Федерального закона № 210-ФЗ).
Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса уполномочено утверждать Правительство Р Ф (п. 1 ч.1 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ).
В п. 6 Основ ценообразования [12] указано, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, помимо прочего, тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями № 47 [13], согласно п. 11 которых при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются:
— метод установления фиксированных тарифов;
— метод установления предельных тарифов;
— метод индексации установленных тарифов.
Для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом (п. 12 Методических указаний № 47).
В величину финансовых потребностей по реализации производственной программы (ФП произ) при установлении фиксированных тарифов включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг)) (ПР произ), внереализационные расходы (ВР произ) и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (РП произ), определяемые в зависимости от вида деятельности в соответствии с п.п.34−39, 42−43 Методических указаний № 47 (п. 23 Методических указаний № 47).
В соответствии с п. 38 Методических указаний № 47 ФП произ в сфере утилизации (захоронения) ТБО определяются на основании расходов на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса.
При определении связанных с производством и реализацией товаров (услуг) расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль, (ПР произ) в сфере утилизации (захоронения) ТБО используется следующая группировка затрат:
— расходы на оплату услуг, выполненных сторонними организациями;
— расходы на сырье и материалы;
— расходы на ремонт основных средств;
— расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
— амортизация основных средств и нематериальных активов;
— арендная плата;
— прочие расходы, связанные с утилизацией (захоронением) отходов (п. 39 Методических указаний № 47).
Т.е. фактически при расчете тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО должны быть учтены все расходы предприятия, связанные с утилизацией (захоронением) отходов, в том числе, плата за НВОС в части размещения отходов.
В связи с изложенным, поскольку тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО являются регулируемыми, специализированные предприятия фактически лишены возможности оперативно изменять такие тарифы в зависимости от обстоятельств и вынуждены нести необоснованные расходы при взыскании (в связи со сложившейся судебной практикой) платы (в отсутствие установленных ЛР — сверхлимитной) за размещение ТБО, принятых по договорам оказания услуг.
Обращаем внимание на следующую судебную практику.
Постановлением 1 Арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 г. по делу № А79−6970/2011 удовлетворен иск Управления Росприроднадзора к Обществу о взыскании платы за размещение отходов.
Общество полагало, что Управление неправомерно предъявило к взысканию с Общества сумму платы за НВОС, поскольку указанная сумма в 8,5 раз больше суммы, рассчитанной по тарифу на услугу по утилизации (захоронению) ТБО.
Судом апелляционной инстанции не принят во внимание довод заявителя о неправильном расчете суммы платы за НВОС со ссылкой на постановление государственного органа, утвердившего тариф, поскольку указанным постановлением установлен тариф на услугу по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемых Обществом потребителям, а не порядок расчета сумм платы за НВОС.
И хотя сумма взысканной платы за НВОС в рассматриваемом деле была незначительной (2 тыс. руб.), данная судебная практика свидетельствует о тех рисках, которые несут в настоящее время собственники ОРО, принимая отходы на размещение.
Стоимость услуг по договорам оказания услуг по размещению иных отходов, не отнесенных к ТБО, на ОРО специализированных предприятий определяется последними на свое усмотрение (по согласованию с заказчиком услуг) и может включать в себя плату за НВОС в части размещения принятых отходов.
Однако в последнем случае с учетом имеющейся судебной практики собственники ОРО несут риски признания условий договора ничтожными, взыскания такой платы в пользу контрагента как суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Так, Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 марта 2011 г. (оставленным без изменения постановлениями 17 Арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2011 г., Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 октября 2011) по делу № А60−42 385/2010 был удовлетворен иск Компании к Обществу.
Как установлено судом первой инстанции, на основании заключенного между сторонами договора Общество (Исполнитель) приняло на себя обязательства по приему, размещению и утилизации твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов от населения и промышленных отходов от деятельности Компании, а Компания (Заказчик) обязалась оплачивать данные услуги согласно условиям договора и установленным тарифам.
Тарифы на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые исполнителем, установлены постановлением главы городского округа.
Пунктами 3.4, 3.5 договора в стоимость услуг включена сумма платы за НВОС.
В соответствии с пунктом 3.6 договора данный платеж производится согласно выставленным счетам, счетам-фактурам исполнителю, который, в свою очередь, перечисляет его на расчетный счет Управления Ростехнадзора.
Ссылаясь на то, что пункты 3.4−3.6 договора являются ничтожными, а плата за НВОС, уплаченная в составе платы за услуги Обществу, — неосновательным обогащением последнего, Компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал пункты 3.4−3.6 договора недействительными (ничтожными) и пришел к выводу об обязанности Общества возвратить заявленную сумму неосновательного обогащения и проценты, с чем согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.
Признавая пункты 3.4−3.6 договора ничтожными, суды исходили из того, что Компания не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом «Об отходах».
В этой связи, суды пришли к выводу, что возложение договором на Компанию обязанности по внесению платы за НВОС противоречит закону.
Довод заявителя о том, что он лишь «технически сопровождает» НВОС, является несостоятельным, поскольку именно Общество осуществляет размещение на полигоне отходов, и такое размещение, отнесенное законом к видам НВОС, является платным.
Думается, сложившаяся ужасающая ситуация продемонстрирована нами достаточно красочно… Целью данной статьи является сподвигнуть всех участников затронутных процессов принимать взвешенные решения, в первую очередь, это касается тех субъектов, которые инициируют тяжбы по возврату (из бюджета или от владельцев ОРО) сумм платы за размещение отходов на ОРО третьих лиц на основании договора оказания услуг, и судебных органов, удовлетворяющих подобные иски. Очевидно, что ситуация сегодняшнего дня способствует возникновению недоверия (или даже противостояния) между хозяйствующими субъектами — владельцами ОРО на праве собственности или на ином законном основании и пользователями ОРО на основании договоров оказания услуг с первыми; добросовестные хозяйствующие субъекты лишаются фактической возможности прибегнуть к помощи специализированных организаций — владельцев ОРО в сложной ситуации невозможности получения лицензии, лимитов на размещение отходов; в итоге не выигрывает никто!
Документы
[1] Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 21 ноября 2011 г.).
[2] Типовая форма лицензии, утвержденная постановлением Правительства Р Ф от 06 октября 2011 г. № 826.
[3] Постановление Правительства Р Ф от 28 марта 2012 г. № 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности».
[4] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 21 ноября 2011 г.).
[5] Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 (в ред. от 22 декабря 2010 г.).
[6] Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.
[7] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2011 г.).
[8] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21 ноября 2011 г.).
[9] Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. № 204 (в ред. от 27 марта 2008 г.).
[10] Письмо Ростехнадзора от 3 декабря 2008 г. № 14−07/6423.
[11] Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 19 октября 2011 г.).
[12] Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Р Ф от 14 июля 2008 г. № 520 (в ред. от 08 июня 2011 г.).
[13] Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона России от 15 февраля 2011 г. № 47.