По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

«Нестандартный» стандарт: расчет вреда от выбросов

В настоящее время Минприроды России не утверждены методика и таксы, позволяющие рассчитать размер вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха. При этом с 1 июля 2015 года начал действовать ГОСТ Р 56 167−2014, определяющий метод расчета вреда, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного промышленного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам.


В настоящее время Минприроды России не утверждены методика и таксы, позволяющие рассчитать размер вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха. При этом с 1 июля 2015 года начал действовать ГОСТ Р 56 167−2014, определяющий метод расчета вреда, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного промышленного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам.

Гражданским кодексом РФ [1] установлена обязанность лица, причинившего вред, по возмещению такого вреда в полном объеме.

Федеральные законы «Об охране окружающей среды» [2] и «Об охране атмосферного воздуха» [3] предусматривают два варианта определения размера вреда, причиненного окружающей среде, — в соответствии с фактическими затратами на восстановление окружающей среды или в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда.

Утверждение указанных такс и методик отнесено к полномочиям Минприроды России (подп.5.2.44 Положения о Минприроды России [4]).

На сегодняшний день приняты, в частности, Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды [5] и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства [6].

Однако методика и таксы исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, Минприроды России не утверждены.

При этом есть случаи принятия методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, органами власти субъектов РФ, что противоречит указанным выше положениям федеральных нормативных правовых актов.

Так, определением Верховного Суда Р Ф от 26 мая 2010 г. № 81-Г10−8 признаны недействующими положения Методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. № 105 [7]. Положения методики предусматривают расчет размера вреда в случаях превышения предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов). Согласно указанному судебному акту «определение такс и методик исчисления оценки воздействия на окружающую среду является полномочием Минприроды России, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. В такой ситуации очевидно, что никакой другой орган исполнительной власти, как федеральный, так и региональный, не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по этому вопросу, иное означает вторжение субъекта РФ в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти».

Решением Приволжского районного суда г. Казани от 9 декабря 2005 г. № 2−1167/05 признана недействующей Временная методика определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств, которая была утверждена приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан № 660 [8]. Как указано в судебном решении, «в соответствии с действующим федеральным законодательством Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан как орган исполнительной власти субъекта РФ не является специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха, следовательно, не имеет полномочий утверждать методики в области охраны атмосферного воздуха… Применение Временной методики при отсутствии соответствующей методики, утвержденной специально уполномоченным федеральным органом в области охраны атмосферного воздуха, нарушает принцип верховенства федеральных законов на всей территории РФ».

Приказом Росстандарта № 1325-ст [9] утвержден ГОСТ Р 56 167−2014, предназначенный, как указано в разделе 1 данного стандарта, в том числе для работников подразделений по охране окружающей природной среды, органов и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

Как основные виды наносимого окружающей среде ущерба, на которые распространяется ГОСТ Р 56 167−2014, в нем указаны загрязнение атмосферного воздуха организованными и неорганизованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников.

Из содержания ГОСТ Р 56 167−2014 следует, что основанием для расчета ущерба с применением данного стандарта являются факты превышения установленных нормативов выбросов, выбросы без разрешения.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с действующим законодательством сами по себе указанные факты не являются достаточными для взыскания с предприятия компенсации причиненного окружающей среде вреда. В частности, подлежит установлению сам факт причинения вреда окружающей среде, который определен ст. 1 Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [2] как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В постановлении Пленума Верховного Суда Р Ф от 18 октября 2012 г. № 21 [10] разъяснено, что при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий (п.40). Кроме того, необходимо устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей (п.41).

Расчет ущерба производится по формуле, приведенной в п. 5.1 ГОСТ Р 56 167−2014 и учитывающей количество загрязняющих веществ, удельные затраты на улавливание и (или) обезвреживание загрязняющих веществ и затраты, необходимые для определения размера ущерба.

Удельные затраты на улавливание и (или) обезвреживание загрязняющих веществ определяются на основе затрат на приобретение и установку оборудования по улавливанию и (или) обезвреживанию загрязняющего вещества, определяемых по рыночным ценам на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике.

При отсутствии данных о рыночных ценах на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, расчет ущерба производится по формуле, учитывающей коэффициент для вычисления размера ущерба, зависящий от отрасли, к которой относится промышленное предприятие, определяемый по таблице, включенной в ГОСТ 56 167–2014.

Отметим, что в разделе «Библиография» ГОСТ 56 167–2014 дана ссылка на единственный документ — постановление Правительства Москвы № 94-ПП [11].

Этим постановлением была утверждена Методика определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы.

Однако поскольку у органов государственной власти субъектов РФ нет полномочий по утверждению подобных методик и такс, определением Верховного Суда Р Ф от 12 октября 2011 г. № 5-Г11−161 методика, утвержденная постановлением Правительства Москвы № 94-ПП, признана недействующей, в том числе в части регулирования определения размера вреда и убытков, причиненных загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками. Постановлением Правительства Москвы № 572-ПП [12] постановление Правительства Москвы № 94-ПП признано утратившим силу.

Необходимо обратить внимание, что ГОСТ Р 56 167−2014 утвержден приказом Росстандарта № 1325-ст [8] для добровольного применения.

Указанный стандарт не является нормативным правовым актом и так же, как и постановление Правительства Москвы № 94-ПП, на основе которого он был разработан, не является надлежащей методикой исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха.


Документы


  1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-Ф «Об охране окружающей среды».
  3. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  4. Положение, утвержденное постановлением Правительства Р Ф от 29 мая 2008 г. № 404.
  5. Методика, утвержденная приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238.
  6. Методика, утвержденная приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87.
  7. Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. № 105 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды».
  8. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 7 июля 2003 г. № 660 «Об утверждении «Временной методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств».
  9. Приказ Росстандарта от 14 октября 2014 г. № 1325-ст «Об утверждении национального стандарта».
  10. Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
  11. Постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2005 г. № 94-ПП «Об утверждении Методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы».
  12. Постановление Правительства Москвы от 17 октября 2012 г. № 572-ПП «О признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы».
Публикации