Журнал «Экология производства» № 5, 2016 г.
С 2015 г. судебная практика формируется так, что при отсутствии ежегодного технического отчёта нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, утверждённые на 5 лет, считаются недействующими. Соответственно плата за негативное воздействие на окружающую среду должна рассчитываться с применением пятикратного повышающего коэффициента.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов для индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц (ЮЛ), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР). Такие хозяйствующие субъекты (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [1] разрабатывают проект НООЛР.
НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления ИП и ЮЛ технического отчёта, разрабатываемого в соответствии с п. 12 Порядка № 50 [2] и с Методическими указаниями № 349 [3] (см. схему).
Представление технического отчёта по обращению с отходами
При этом норма п. 12 Порядка № 50 [2] сформулирована таким образом, что из её буквального толкования следует: НООЛР утверждаются на срок 5 лет при условии ежегодного представления хозяйствующим субъектом технического отчёта.
В свою очередь, отсутствие утверждённых НООЛР влечёт за собой необходимость применения к расчёту платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС) пятикратного повышающего коэффициента как за сверхлимитное размещение отходов (пп. 5, 6 Порядка определения платы [4]).
С 2015 г. судебная практика складывается таким образом, что непредставление технического отчёта влечёт за собой следующие последствия: НООЛР, утверждённые на 5 лет, считаются недействующими и это является основанием для расчёта платы за НВОС с применением пятикратного повышающего коэффициента.
В Определении от 22.06.2015 № 308-ЭС15−5752 Верховный Суд Р Ф признал правильными выводы судов нижестоящих инстанций, согласно которым в связи с непредставлением [Обществом] технических отчётов плата за размещение отходов должна рассчитываться как сверхлимитная.
Данное Определение используется судами нижестоящих инстанций.
Так, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 № А33−4078/2015 со ссылкой на Определение Верховного Суда Р Ф от 22.06.2015 № 308-ЭС15−5752 указано, что Управлением Росприроднадзора правомерно произведён расчёт задолженности платы за НВОС как сверхлимитной, поскольку технические отчёты за 2013 и 2014 гг. ответчиком в управление не представлялись и соответственно лимиты перестали быть действующими.
Вместе с тем в соответствии с п. 11 ранее действовавших Правил разработки и утверждения НООЛР [5] при отсутствии технического отчёта до окончания отчётного года деятельность ИП и ЮЛ в области обращения с отходами могла быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При этом никакой отдельной процедуры законодательством предусмотрено не было. Кроме того, до 03.02.2015 не был определён срок для представления технического отчёта (соответствующие изменения были внесены в Порядок № 50 [2] приказом Минприроды России № 338 [6], который вступил в силу 25.07.2014).
В связи с указанным ранее (вплоть до принятия Определения Верховного Суда Р Ф от 22.06.2015 № 308-ЭС15−5752) судебная практика складывалась в пользу предприятий (решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2013 по делу № А40−45 709/2013 — оставлено без изменений в апелляционной инстанции; решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.01.2011 по делу № А71−10 691/2011 — не пересматривалось; решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2013 по делу № А60−28 743/2013 — оставлено без изменений в апелляционной инстанции; решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2012 № А40−72 558/2012 — не пересматривалось).
Например, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 № А44−4656/2013 (оставлено без изменений в кассационной инстанции, отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ) суд указал, что, определяя в качестве условия установления НООЛР ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса, Порядок № 50 [2] не устанавливает правила исполнения данного условия, ответственности за его неисполнение, не определяет порядок расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае несоблюдения такого условия.
Это свидетельствует об отсутствии правового регулирования порядка расчёта платы за сверхлимитное размещение отходов в том случае, когда лимиты на размещение утверждены хозяйствующему субъекту на 5 лет, их превышение не зафиксировано, но имеет место отсутствие подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Таким образом, правовых оснований для применения пятикратного повышающего коэффициента не имеется, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчётов.
Аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Смоленской области от 07.08.2015 по делу № А62−4388/2015 (не пересматривалось).
Необходимо также отметить, что непредставление или несвоевременное представление технического отчёта влечёт риск привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ [7] - административный штраф для ИП — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; для ЮЛ — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
Возможность привлечения к административной ответственности по данной статье подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Самарской области от 07.03.2014 по делу № А55−23 427/2013 — оставлено без изменений в апелляционной и кассационной инстанциях, решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2015 по делу № А40−200 394/2014 — отменено в апелляционной инстанции в связи с отсутствием у должностного лица, вынесшего постановление о привлечении к административной ответственности, соответствующих полномочий).