По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Нет ставки – нет и платы

Некоторые предприятия в составе выбросов или сбросов имеют загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы (ставки) платы, но при этом платят за такие выбросы (сбросы), используя нормативы платы для веществ — «аналогов», что не соответствует действующему законодательству.


Одной из обязанностей хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых оказывается негативное воздействие на окружающую среду, является внесение платы за такое воздействие.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду уполномочено устанавливать Правительство Р Ф (п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1]).

В рамках предоставленных полномочий Правительством Р Ф приняты постановления:

— № 632 [2], которым утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

— № 344 [3], которым утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, за размещение отходов производства и потребления.

Размер платы рассчитывается с использованием дифференцированных ставок, которые определяются умножением базовых нормативов платы, установленных постановлением Правительства Р Ф № 344 [3], на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Выбросы и сбросы загрязняющих веществ должны осуществляться в пределах соответственно нормативов предельно допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов, установленных разрешениями на выбросы и сбросы. При невозможности соблюдения указанных нормативов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы (пп. 3, 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1]).

В соответствии с Порядком, утверждённым постановлением Правительства Р Ф № 632 [2], размер платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ определяется в зависимости от наличия и соблюдения установленных нормативов или лимитов на выбросы (сбросы), наличия соответствующего разрешения, на основании величин фактических выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

Нормативы платы утверждены постановлением Правительства Р Ф № 344 [3] в зависимости от установленных нормативов допустимых выбросов (сбросов) или лимитов на выбросы (сбросы), при этом нормативы платы за воздействие в пределах установленных лимитов в 5 раз превышают нормативы платы за воздействие в пределах нормативов.

Нормативы предельно допустимых выбросов и нормативы допустимых сбросов определяются исходя из соблюдения:

— гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха (предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, утверждённых ГН 2.1.6.1338−03 [4]; ориентировочных безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, утверждённых ГН 2.1.6.2309−07 [5]), а также экологических нормативов качества атмосферного воздуха в случае, если такие утверждены для какой-либо территории);

— нормативов качества воды водных объектов (нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждённых приказом Росрыболовства № 20 [6]; ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, утверждённых ГН 2.1.5.1315−03 [7]).

При этом количество веществ, в отношении которых приведёнными нормативными правовыми актами установлены нормативы качества, значительно превышает количество веществ, за выбросы и сбросы которых постановлением Правительства Р Ф утверждены нормативы платы.

Так, ГН 2.1.6.1338−03 установлены ПДК в атмосферном воздухе населённых мест 640 веществ, а ГН 2.1.6.2309−07 — ориентировочные безопасные уровни воздействия 1670 веществ. То есть гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха населённых мест установлены для 2310 веществ, при этом нормативы платы установлены за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов или лимитов на выбросы для 255 веществ.

Соответственно в настоящее время при нормировании значительного количества загрязняющих веществ нормативы платы установлены лишь по некоторым из них.

Поскольку плата производится по нормативам платы, установленным за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов или лимитов на выбросы (сбросы), т. е. именно тех загрязняющих веществ, которые указаны в разрешительной документации предприятия, расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду по веществам, в отношении которых не установлены нормативы платы, является невозможным и плата за выбросы и (или) сбросы соответствующих веществ не должна вноситься.

Однако следует отметить, что п. 3.5 Инструктивно-методических указаний [8] содержит положения, предусматривающие, что при отсутствии утверждённых базовых нормативов платы за загрязняющие вещества дифференцированные ставки платы за загрязнение этими веществами устанавливаются следующим образом:

— по загрязняющим веществам, ПДК (ОБУВ) которых определено в соответствующих нормативных документах словом «отсутствие», нормативы платы устанавливаются на уровне базовых нормативов платы за наиболее опасные загрязняющие вещества и умножаются на коэффициенты, учитывающие экологические факторы;

— по загрязняющим веществам, которые имеют ПДК (ОБУВ), но не включены в состав утверждённых базовых нормативов платы, нормативы платы устанавливаются территориальными органами Минприроды России и в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.

Данное положение Инструктивно-методических указаний [8] не соответствует действующему законодательству в связи со следующим.

Инструктивно-методические указания [8] были приняты в период действия Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» [9], на основании ст. 6 которого порядок исчисления и взимания платы было уполномочено устанавливать Правительство Р Ф.

Пунктом 6 постановления Правительства Р Ф № 632 [2] Минприроды России было уполномочено на утверждение инструктивно-методических документов по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

Во исполнение указанного пункта Минприроды России были утверждены Инструктивно-методические указания [8]. При этом п. 3.5 данного документа фактически регулирует порядок исчисления платы, который уполномочено определять только Правительство Р Ф.

Кроме того, согласно примечанию к разделу II ГН 2.1.5.1315−03 [7], если вместо величины ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования указано «отсутствие», это означает, что сброс данного соединения в водные объекты недопустим.

При наличии запрета на сброс какого-либо вещества не представляется возможным утвердить норматив допустимого сброса или лимит на сброс такого вещества и получить необходимое разрешение на сбросы. Таким образом, у предприятия отсутствует возможность законного осуществления сбросов указанных веществ, в связи с чем положение абз. 2 п. 3.5 Инструктивно-методических указаний [8] не может применяться.

Применительно к нормативам качества атмосферного воздуха ПДК (ОБУВ) не определены словом «отсутствие». При этом на основании п. 7 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» [10] запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

В отношении установления дифференцированных ставок платы (в отсутствие базовых нормативов) территориальными органами Минприроды России следует отметить, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (п. 2 Правил, утверждённых постановлением Правительства Р Ф № 1009 [11], вступившим в силу 26.08.1996). Следует отметить, что в период принятия Инструктивно-методических указаний [8] п. 11 постановления Правительства Р Ф № 722 [12] также было установлено, что ведомственные нормативные акты подписываются (утверждаются) руководителем центрального органа федеральной исполнительной власти или его заместителем).

Также Минприроды России в Инструктивно-методических указаниях [8] не вправе было определять полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Органам государственной власти субъектов Федерации не предоставлены подобные полномочия. Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждаются только Правительством Р Ф.

Таким образом, абз. 3 п. 3.5 Инструктивно-методических указаний [8] также не может быть применён.

При этом ранее существовала практика предъявления территориальными органами Ростехнадзора (в период, когда данная Федеральная служба являлась администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду) требований предприятиям о внесении последними платы за выбросы и (или) сбросы загрязняющих веществ, для которых отсутствуют нормативы платы, с использованием нормативов, установленных для других веществ, схожих по характеристикам, или таких, которые можно «выделить» из состава фактически выбрасываемых и (или) сбрасываемых.

Однако документы, принятые Правительством Р Ф в рамках реализации полномочий по установлению порядка определения платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановления [2, 3]), не содержат положений, предусматривающих в указанном случае внесение платы с использованием норматива платы, установленного для другого вещества (вещества-«аналога», вещества со схожими характеристиками).

Некоторые предприятия, выполнив незаконные требования о внесении платы с использованием нормативов платы для веществ-«аналогов», продолжают вносить плату указанным образом до настоящего времени.

Более того, и сейчас отдельные территориальные органы Росприроднадзора предъявляют требования о внесении платы с использованием нормативов для веществ-«аналогов».

Как уже говорилось, данные требования не основаны на положениях действующего законодательства. В случае их предъявления предприятие вправе обжаловать действия территориального органа Росприроднадзора в арбитражном суде.

Судебная практика, признающая подобные требования незаконными, существует.

Так, решением Арбитражного суда ХМАО-Югры от 31.01.2014 по делу № А75−2131/2013 (вступило в законную силу) Управлению Росприроднадзора было отказано в удовлетворении требования о взыскании платы за выбросы таких загрязняющих веществ, как пыль абразивная (корунд белый) и пыль резинового вулканизатора, в отношении которых нормативы платы постановлением Правительства Р Ф не установлены.

При этом в данном решении выражена позиция суда, согласно которой «для загрязняющих веществ — пыль абразивная (корунд белый) и пыль резинового вулканизатора — норматив платы не установлен. Применение нормативов платы, установленных постановлением Правительства Р Ф № 344, к иным загрязняющим веществам, обладающих схожими характеристиками, неправомерно».


Документы


1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Постановление Правительства Р Ф от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

3. Постановление Правительства Р Ф от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

4. ГН 2.1.6.1338−03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 № 114.

5. ГН 2.1.6.2309−07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 № 92.

6. Приказ Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

7. ГН 2.1.5.1315−03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», введённые в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 78.

8. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждённые Минприроды России 26.01.1993.

9. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060−1 «Об охране окружающей природной среды».

10. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013).

11. Постановление Правительства Р Ф от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

12. Постановление Правительства Р Ф от 23.07.1993 № 722 «Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов» (утратило силу).


Журнал «Экология производства» № 8 (121), август 2014 г.

Публикации