Основная тема обсуждения - вопросы перехода на наилучшие доступные технологии и пути решения проблем в сфере охраны окружающей среды. Обращаем внимание на рекомендации органам государственной власти
В числе сформулированных в материалах заседания рекомендаций органам государственной власти обращаем внимание на следующие.
Федеральному Собранию:
— обеспечить принятие в период осенней сессии 2014 г. во втором и третьем чтении проект федерального закона № 584 399−5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».
Отметим, что данный законопроект будет в очередной раз рассматриваться на заседании Государственной Думы 19 декабря 2014 г.
Правительству РФ:
1) поставить на особый контроль исполнение плана принятия подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом № 219-ФЗ;
2) учесть при принятии подзаконных актов целесообразность, в частности:
а) проведения обязательного экологического аудита при подготовке обоснований для отнесения предприятий и организаций к I-III категориям до подачи документов для их регистрации в соответствующих реестрах. Обращаем внимание, что в настоящее время проведение обязательного экологического аудита не предусмотрено.
Нормы Федерального закона № 219-ФЗ не предусматривают необходимости проведения обязательного экоаудита при постановке объектов хозяйственной деятельности на государственный учет. Проект федерального закона «Об экологическом аудите» обсуждается в течение нескольких лет, на рассмотрение в Государственную Думу не внесен. Соответственно, рекомендация может стать актуальной и практически выполнимой в случае принятия указанного закона;
б) проведения автоматизированного контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу не только для предприятий I категории, но и предприятий, в выбросах которых присутствуют вещества 1−2 класса опасности, в том числе диоксины.
Данная рекомендация вызывает удивление, поскольку новые нормы о производственном экологическом контроле, предусматривающим применение автоматических средств измерения и учета загрязняющих веществ, которые вступят в силу лишь с 01 января 2018 г., распространяются только на объекты I категории. Установление в подзаконном акте обязанности, не предусмотренной в законе, т. е. нормативном правовом акте, обладающим большей юридической силой, недопустимо;
3) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», «О ликвидации накопленного экологического ущерба»;
4) рассмотреть возможные пути повышения эффективности института платы за негативное воздействие на окружающую среду, как стимула для хозяйствующих субъектов к повышению экологической эффективности.
Минприроды России:
— разработать и утвердить методику по определению вреда окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферу или нарушениями законодательства в области охраны атмосферного воздуха для повышения эффективности государственного экологического надзора.
Исходя из приведенной формулировки, можно сделать вывод, что рекомендуется разработка методики, позволяющей рассчитывать вред окружающей среде при осуществлении выбросов в обычном режиме в соответствии с разрешительной документацией.
Органам государственной власти субъектов РФ:
— разработать комплекс мер, способствующих переходу на использование в регионе моторного топлива класса не ниже Евро-4.