По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Локальные очистные сооружения: для галочки или для пользы?

С введением в действие новых требований законодательства о водоснабжении и водоотведении для значительного круга абонентов организаций ВКХ актуальной проблемой стала необходимость введения в эксплуатацию локальных очистных сооружений (ЛОС).


Такая обязанность предусмотрена для двух категорий абонентов.

К первой категории относятся те, которые указаны в ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ [1] и постановлении Правительства Р Ф № 230 [2] как абоненты, которым устанавливаются НДС и лимиты на сбросы. Основополагающими критериями для отнесения к данной категории являются осуществление абонентом деятельности по производству или переработке продукции, а также сброс в одну централизованную систему водоотведения по всем имеющимся выпускам более 200 м³ сточных вод среднесуточно.

Цель установки ЛОС для данной категории абонентов указана в ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ [1] - соблюдение установленных НДС.

Ввести в эксплуатацию ЛОС абоненты, которым устанавливаются НДС, должны до 1 января 2015 г., т. е. до даты, с которой у указанной категории абонентов должны быть установлены НДС. Если же ввести в эксплуатацию ЛОС до указанного момента невозможно — абонент должен к 1 января 2015 г. разработать и утвердить план снижения сбросов (ч. 9 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ) [1].

Поскольку согласно Положению о плане снижения сбросов [3] в этот план включаются мероприятия по строительству (реконструкции) ЛОС, фактически речь идёт о возможности для абонентов отложить введение в эксплуатацию ЛОС на срок, предусмотренный планом снижения сбросов, — не более чем на 7 лет.

Первоочередной проблемой в данной ситуации является то, что по состоянию на 1 сентября 2014 г. не внесены изменения в Методику разработки НДС [4], позволяющие применить последнюю для разработки НДС абонентами.

В связи с этим абоненты не могут определиться, каковы будут НДС, а значит, и в потребности очистки сточных вод на ЛОС.

Кроме того, без НДС абонентам не может быть согласован план снижения сбросов, при этом последний должен быть подан на согласование не позднее 1 июля года, предшествующего году начала его реализации (п. 8, подп. «в» п. 9 Положения о плане снижения сбросов [3]). То есть для согласования плана снижения сбросов сроком действия с 1 января 2015 г., как того требует ч. 9 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ [1], план снижения сбросов должен был быть подан на согласование до 1 июля 2014 г.

В такой ситуации большинство абонентов, которым должны быть установлены НДС, скорее всего, с 1 января 2015 г. не смогут обеспечить введение в эксплуатацию ЛОС или наличие согласованного плана снижения сбросов, предусматривающего мероприятия по их строительству.

Ещё сложнее ситуация с другой категорией абонентов, обязанных вводить ЛОС в эксплуатацию.

В п. 116 утверждённых Правительством Р Ф Правил холодного водоснабжения и водоотведения [5] указано, что ЛОС обязаны вводить в эксплуатацию как абоненты, которым устанавливаются НДС, так и абоненты, на объектах которых осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению 4 к данным Правилам [5].

Приложение 4 содержит перечень производственных процессов из 11 пунктов, при этом п. 11 предусматривает производственный процессы, в ходе которых используются или образуются определённые вещества (например, нефтепродукты).

Каких-либо разъяснений к приложению 4 относительно приведённого в нём перечня производственных процессов в Правилах [5] не содержится.

Так, из данного перечня не следует, что использование нефтепродуктов в рамках производственного процесса должно осуществляться в каком-либо значимом количестве, что нефтепродукты должны быть использованы именно в качестве сырья, а также что производственный процесс, связанный с использованием нефтепродуктов, должен быть связан с использованием воды и возможным попаданием нефтепродуктов в сточные воды.

Обращает на себя внимание тот факт, что абоненты, которым не устанавливаются НДС, но которые должны ввести в эксплуатацию ЛОС, обязаны обеспечить их введение в эксплуатацию согласно абз. 2 п. 116 Правил [5] не позднее 15 августа 2015 г. (именно в этот момент истекают два года с момента вступления в силу Правил [5], определяющие срок исполнения требования о вводе в эксплуатацию ЛОС).

При этом введение данными абонентами ЛОС в эксплуатацию по завершению срока действия планов снижения сбросов невозможно, поскольку для данных абонентов наличие планов снижения сбросов не предусмотрено.

И, наконец, нельзя не отметить, что необходимость введения в эксплуатацию ЛОС обеими категориями абонентов предусмотрена Федеральным законом № 416-ФЗ [1] и Правилами [5] без каких-либо оговорок. В то же время как НДС, так и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, которым НДС не устанавливаются, в отдельных случаях могут быть обеспечены и без строительства ЛОС.

Таким образом, в подобных ситуациях ЛОС будут строиться не ради соблюдения НДС и охраны окружающей среды, а ради самих ЛОС, что лишено всякого здравого смысла, поскольку повлечёт затраты абонентов, не обоснованные фактической необходимостью очистки сточных вод.

На основании изложенного, положения действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении в части требований к вводу в эксплуатацию абонентами ЛОС нуждаются в определённой доработке.


Нормативные правовые акты


1. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

2. Постановление Правительства Р Ф от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

3. Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утверждённое постановлением Правительства Р Ф от 10 апреля 2013 г. № 317.

4. Методика разработки НДС веществ и микроорганизмов для водопользователей, утверждённая приказом МПР России от 17 декабря 2007 г. № 333.

5. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства Р Ф от 29 июля 2013 г. № 644.

Журнал «Экология производства», № 10 (122) октябрь 2014

Публикации