Росприроднадзор придерживается позиции, что вещества, не указанные в Перечне № 1316-р, утверждённом распоряжением Правительства Р Ф от 08.07.2015 № 1316-р, и по своим физическим свойствам относящиеся к твёрдым частицам, следует нормировать как взвешенные вещества. Это не соответствует санитарному законодательству и может стать причиной отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно допустимых выбросов, что препятствует установлению нормативов предельно допустимых выбросов и получению разрешения на выбросы.
С 1 января 2019 г. меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в частности нормирование и контроль, будут применяться по отношению к загрязняющим веществам, включённым в специальный перечень. Хозяйствующие субъекты должны устанавливать нормативы допустимых выбросов и сбросов исключительно в отношении загрязняющих веществ, входящих в Перечень № 1316-р [1]. С 1 января 2016 г. предприятия уже вносят плату за выбросы и сбросы только тех загрязняющих веществ, которые содержатся в этом перечне. Нормативы платы в отношении выбросов и сбросов загрязняющих веществ, в нём указанных, установлены постановлением Правительства Р Ф № 913 [2].
Минприроды России издало письмо от 03.10.2016 № 12−44/26 024 [3], в котором говорится: поскольку нормирование в области охраны окружающей среды является мерой государственного регулирования, при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух целесообразно руководствоваться Перечнем № 1316-р.
Несмотря на то, что письма федеральных органов исполнительной власти не могут содержать обязательных требований, фактически в настоящее время формируется практика установления нормативов выбросов только в отношении загрязняющих веществ, включённых в Перечень № 1316-р.
Перечень № 1316-р [1] является закрытым и включает 160 позиций по загрязняющим атмосферный воздух веществам (кроме радиоактивных).
Для сравнения в ГН 2.1.6.1338−03 [4] и ГН 2.1.6.2309−07 [5], устанавливающих предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), на основании которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), содержится суммарно более 2000 позиций. То есть в данных нормативных правовых актах учтено значительно большее число загрязняющих веществ, чем в Перечне № 1316-р.
Как указывалось выше, в отношении загрязняющих веществ, наименования которых не приведены в Перечне № 1316-р, не должны устанавливаться нормативы ПДВ.
При этом в Перечень не были включены такие часто содержащиеся в выбросах вещества, как сажа, пыль древесная, пыль абразивная, пыль ферросплавов, диЖелезо триоксид, оксид олова, гексан и др.
16 января 2017 г. Росприроднадзором издано письмо № АС-03−01−31/502 [6] следующего содержания: «Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твёрдым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твёрдым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как „взвешенные вещества“… По мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид по своим физическим свойствам относящимся к твёрдым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. Отнесение указанных веществ к взвешенным веществам пп. 10−12 Перечня, должно производиться в соответствии с размером их твёрдых частиц. Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам».
Однако указанный подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ, отсутствующих в Перечне № 1316-р, не соответствует действующему санитарному законодательству.
В пп. 10−12 Перечня № 1316-р содержатся позиции «Взвешенные частицы PM10» (п. 10), «Взвешенные частицы PM2,5» (п. 11), «Взвешенные вещества» (п. 12).
Нормирование выбросов загрязняющих веществ осуществляется на основе гигиенических нормативов — ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, являющихся основой регулирования качества атмосферного воздуха населённых мест, или при их отсутствии — ОБУВ (п. 8.1 ОНД-86 [7], п. 3.3.2 ГОСТ 17.2.3.02−2014 [8], п. 2.1 СанПиН 2.1.6.1032−01 [9]).
Гигиенические нормативы установлены в виде максимальных разовых и среднесуточных ПДК с указанием класса опасности и лимитирующего показателя вредности, который положен в основу установления норматива конкретного вещества (абз. 2 Приложения 4 к ГН 2.1.6.1338−03 [4]).
Следует отметить, что в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены ПДК или ОБУВ, законодательством не предусмотрено использование гигиенических нормативов, установленных для других загрязняющих веществ или их групп.
Более того, согласно примечанию к позиции «Взвешенные вещества» в ГН 2.1.6.1338−03 к взвешенным веществам относится недифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населённых пунктов. При этом ПДК взвешенных веществ не распространяется на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и др.), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.
В свою очередь, загрязняющие вещества, относящиеся к твёрдым частицам, в частности сажа, пыль абразивная, диЖелезо триоксид (в пересчёте на железо) — не являются недифференцированной по составу пылью. Для них в ГН 2.1.6.1338−03 и ГН 2.1.6.2309−07 установлены соответствующие гигиенические нормативы ПДК и ОБУВ:
Сажа 0,15 мг/м3 ПДКмр
Пыль абразивная 0,04 мг/м3 (ОБУВ)
ДиЖелезо триоксид (в пересчете на железо) 0,04 мг/м3 (ПДКсс)
В ГН 2.1.6.1338−03 [4] установлены самостоятельные ПДКмр на группы веществ:
Взвешенные частицы PM100,3 мг/м3
Взвешенные частицы PM2,50,16 мг/м3
Взвешенные вещества 0,5 мг/м3
Более того, как видно из представленных данных, значения ПДК (ОБУВ) различны для конкретных веществ (сажи, пыли абразивной, диЖелезо триоксида (в пересчёте на железо) и групп веществ (взвешенных частиц PM10, взвешенных частиц PM2,5, взвешенных веществ).
Таким образом, при нормировании выбросов индивидуально поименованных загрязняющих веществ, в отношении которых установлены самостоятельные ПДК или ОБУВ, использование значений ПДК соответствующих групп веществ прямо противоречит санитарному законодательству.
Следует отметить, что необходимым условием для утверждения нормативов ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта нормативов ПДВ санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ [10], п. 6 Положения о нормативах выбросов № 183 [11]).
Следовательно, хозяйствующие субъекты, которые будут руководствоваться позицией Росприроднадзора, указанной в письме, и разрабатывать нормативы выбросов по веществам, относящимся по своим физическим свойствам к твёрдым частицам, в отношении которых установлены самостоятельные ПДК или ОБУВ, но отсутствующим в Перечне № 1316-р, на основании гигиенических нормативов по группам веществ (взвешенные частицы PM10, взвешенные частицы PM2,5, взвешенные вещества), не только столкнутся с проблемами при расчёте нормативов ПДВ (использование применимых методик и т. д.). Они также рискуют получить санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии проекта ПДВ санитарным правилам, что не позволит получить утвержденные нормативы ПДВ и разрешение на выбросы.
Соответственно в настоящее время единственным вариантом предъявления к хозяйствующим субъектам требований о нормировании сажи, пыли абразивной, диЖелеза триоксида (в пересчёте на железо) и иных загрязняющих веществ, не указанных в Перечне № 1316-р, является внесение изменений в указанный перечень.