По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Применение коэффициента 25 при невыполнении планов снижения выбросов и сбросов

Статья посвящена оценке правомерности пересчета платы за НВОС с применением коэффициента 25 и без учёта затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС в случаях невыполнения планов снижения выбросов и сбросов в связи с принятием Правил исчисления и взимания платы за НВОС № 255.


В правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, в случаях невыполнения планов снижения выбросов и сбросов предусмотрен пересчёт. Исчисленная плата вносится с применением коэффициента 25 и без учёта затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Правомерен ли такой пересчёт?


Предприятиям, для которых невозможно соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), разрешениями могут быть установлены лимиты на выбросы и сбросы на период выполнения планов по снижению выбросов и сбросов.


Если лимиты установлены, то плата за выбросы и сбросы в пределах этих лимитов рассчитывается с применением коэффициента 5, а при превышении лимитов – 25.

Кроме того, Федеральным законом № 7-ФЗ [1] определён механизм уменьшения суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) на сумму затрат на реализацию мероприятий, предусмотренных указанными планами.


С 01.01.2020 Федеральный закон № 7-ФЗ [1] будет дополнен нормой (п. 9 ст. 16.3), согласно которой в случае несоблюдения снижения объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определённых планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности (данные план и программа будут применяться с 01.01.2019 вместо планов снижения выбросов и сбросов), плата за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие ПДВ, НДС или технологические нормативы, исчисленная за соответствующие отчётные периоды подлежит пересчёту с применением коэффициента 100 (п. 9 ст. 1, ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 219-ФЗ [2]).

При этом согласно п. 10 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ [1] при исчислении платы за НВОС лица, обязанные вносить плату, вправе в установленном Правительством РФ порядке самостоятельно корректировать её размер, за исключением случаев, предусмотренных п. 9 ст. 16.3 данного Федерального закона.


Если показатели, определённые указанными планом или программой, не будут достигнуты, то с 01.01.2020 Федеральный закон № 7-ФЗ [1] предусматривает:

  • применение к ставкам платы коэффициента 100 в части объёма или массы выбросов, сбросов, превышающих установленные нормативы;
  • невозможность корректировки платы в части вычета затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС.

В настоящее время и до 01.01.2019 согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 404-ФЗ [3] в случае несоблюдения снижения объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев (в случае строительства очистных сооружений для очистки сточных вод – в течение 12 месяцев) после наступления сроков, определённых планами снижения выбросов и сбросов, установленными ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ [1], исчисленная за соответствующие отчётные периоды плата за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих ПДВ, НДС, подлежит пересчёту и внесению в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, данной нормой пересчёт предусмотрен в отношении платы за объём или массу выбросов, сбросов, в том числе в пределах лимитов.


При этом в отличие от положения, которое будет применяться с 01.01.2020, где прямо установлен коэффициент пересчёта, в настоящее время в Федеральном законе № 404-ФЗ [3] не определено, каким именно образом должен осуществляться пересчёт платы.

В свою очередь, п. 23 Правил № 255 [4] установлено, что в случае несоблюдения снижения объёма или массы выбросов, сбросов в течение 6 месяцев (в случае строительства очистных сооружений для очистки сточных вод – в течение 12 месяцев) после наступления сроков, определённых планами снижения выбросов и сбросов, установленными ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ [1], плата за выбросы, сбросы, превышающие ПДВ, НДС, исчисленная за соответствующие отчётные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы, подлежит перерасчёту:


  • без учёта вычтенных затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС;
  • по формуле, предназначенной для определения платы за сверхлимитные выбросы или сбросы (т.е. с применением коэффициента 25).

Согласно ч. 8 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ [2] c 01.01.2016 до 31.12.2019 при исчислении платы за НВОС коэффициент 25 применяется к ставкам платы – за объём или массу выбросов, сбросов, превышающих установленные разрешениями на выброс, сброс.


Таким образом, коэффициент 25 применяется в отношении выбросов и сбросов, превышающих установленные разрешением лимиты на выбросы и сбросы, а также ПДВ и НДС – если лимиты не установлены.


Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено применение 25-кратного повышающего коэффициента к массе выбросов и сбросов в пределах установленных разрешениями лимитов на выбросы и сбросы при невыполнении планов снижения выбросов и сбросов. Таким образом, п. 23 Правил № 255 [4] не соответствует Федеральному закону № 219-ФЗ [2] и не должен применяться.


Важно помнить, что невыполнение в установленные сроки планов снижения выбросов и сбросов влечёт за собой возможность отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на следующий год, а также приостановления действия разрешения на выбросы (п. 26 Административного регламента № 2 [5], п. 22.2 Административного регламента № 650 [6] соответственно).


Таким образом, только в этом случае (отсутствие лимитов на сбросы, приостановление действия разрешения на выбросы) при невыполнении планов снижения выбросов и сбросов к ставкам платы должен применяться коэффициент 25 (в части сбросов – в отношении массы загрязняющих веществ, превышающей НДС, в отношении выбросов – ко всей фактической массе).



Документы


  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  4. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённые постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
  5. Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утверждённый приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2.
  6. Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утверждённый приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650.
Публикации