ПЛАТЕЖИ В ДВОЙНОМ РАЗМЕРЕ
В результате изменения законодательства, в части регулирования исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к ставкам платы могут применяться только коэффициенты, использование которых не противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды» [1]. В их числе дополнительный коэффициент, применяемый при исчислении платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами.
Рассмотрим случаи применения данного коэффициента.
С 01.01.2016 при исчислении платы за НВОС к соответствующим ставкам применяются коэффициенты, указанные в ч. 8 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ [1] (до 31.12.2019), в п. 6 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2] (при размещении отходов), а также дополнительные коэффициенты — при исчислении платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, и в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами.
Полномочием по установлению данных коэффициентов обладает Правительство Р Ф (п. 4 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2]).
Частью 9 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ [1] установлено, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона № 219-ФЗ [1]) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2]) в обновлённой редакции.
Это означает, в частности, что при исчислении платы за НВОС не подлежат применению коэффициенты, предусмотренные подзаконными нормативными правовыми актами, если их применение не соответствует Федеральному закону «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона № 219-ФЗ [1].
В свою очередь, в настоящее время продолжает действовать постановление Правительства Р Ф № 344 [3], которым установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и размещение отходов.
Данным постановлением предусмотрено применение дополнительного коэффициента 2 в следующих случаях:
Для того чтобы понять, в каких случаях дополнительный коэффициент 2 должен применяться (если на момент внесения платы за 2016 г. новые правила исчисления и взимания платы за НВОС не будут приняты и постановление Правительства Р Ф № 344 соответственно не будет отменено), необходимо проверить соответствие перечисленных случаев его использования Федеральному закону «Об охране окружающей среды» [2]. Для этого нужно установить, отнесены ли федеральными законами ООПТ, лечебно-оздоровительные местности и курорты, Байкальская природная территория, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также зоны экологического бедствия к территориям и объектам, находящимся под особой охраной.
ООПТ представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (абз. 1 преамбулы к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» [4]).
В соответствии с п. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ [5] к землям особо охраняемых территорий относятся в числе прочего земли ООПТ.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов России, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите (абз. 1 преамбулы к Федеральному закону «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [6]).
Байкальская природная территория — территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру, его водосборная площадь в пределах территории России, ООПТ, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» [7]).
На основании ст. 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» [7] в целях охраны уникальной экологической системы озера на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности.
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. В соответствии со ст. 2 Закона Р Ф «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [8] перечень таких районов и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Р Ф. Он определён, в частности, постановлением Совмина СССР [9].
Указанный Закон Р Ф [8] устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Федеральными законами в отношении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не установлен режим особой охраны или особый режим хозяйственной или иной деятельности.
Зоны экологического бедствия. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия (п. 1 ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Однако специальное законодательство о зонах экологического бедствия в законодательной системе Российской Федерации отсутствует.
Согласно подп. 6 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» [10] материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса ООПТ федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии с п. 24 ст. 6 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» [11], п. 23 ст. 7 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» [12] в компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне входит установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.
При этом федеральными законами в отношении зон экологического бедствия не установлен режим особой охраны или особый режим хозяйственной или иной деятельности.
С учётом изложенного предусмотренный постановлением Правительства Р Ф № 344 [3] дополнительный коэффициент 2 подлежит применению при расчёте платы за НВОС только в отношении: