ОДИН ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ ДЛЯ ЗАБОРА И СБРОСА: ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ НДС
Журнал «Экология производства», № 3, 2016 г.
При контроле соблюдения нормативов допустимого сброса (НДС) законодательство позволяет проверять на соответствие НДС (по массе) только ту массу загрязняющего вещества, которая привнесена в результате осуществления хозяйственной деятельности, без учета массы загрязняющих веществ, поступивших с исходной забранной водой из того же водного объекта, в который осуществлен сброс.
Однако аналогичный механизм не предусмотрен для целей контроля соблюдения НДС по концентрации загрязняющего вещества. Кроме того, отсутствует учет только привнесенных загрязняющих веществ при разработке НДС (как по массе, так и по концентрации).
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1] НДС – нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
На практике согласно отдельным положениям Методики № 333 [2] (в т.ч. п.25 данной Методики) при установлении величин НДС значение норматива определяется через 3 взаимосвязанных показателя:
- Q – расход сточных вод (м3);
- C – концентрация загрязняющего вещества (мг/дм3);
- M – масса сброшенного загрязняющего вещества (т).
Общая формула для определения величины НДС:
M = C×Q.
Соответственно, увеличение или уменьшение концентрации загрязняющего вещества в сточных водах при одном и том же расходе сточных вод напрямую влияет на увеличение или уменьшение массы отведенного в водный объект загрязняющего вещества.
При этом, как следует из образца НДС (приложение 1 к Методике № 333 [2]), НДС утверждается как значение допустимой концентрации загрязняющего вещества в сточной воде (мг/дм3) и как значение допустимой массы загрязняющего вещества (т) за определенный период.
В то же время, при контроле содержания загрязняющих веществ в сточных водах применяется форма 3.3 «Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод за ___ квартал ____ г.», приведенная в приложении к Порядку № 205 [3], содержащая, в том числе, графы 14-19.
В примечании <**> к графе 15 указано, что при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
Таким образом, с точки зрения контроля массы содержащегося в сточных водах конкретного загрязняющего вещества с величиной НДС сравнивается только масса непосредственно привнесенного при осуществлении хозяйственной деятельности (без учета массы забранного с исходной водой того же водного объекта) загрязняющего вещества.
Именно показанная в форме 3.3 масса фактического сброса загрязняющего вещества формирует платежную базу для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Иными словами, сброс со сточной водой массы загрязняющего вещества, забранного с исходной водой из того же водного объекта, негативного воздействия на окружающую среду не оказывает.
Однако в форме 3.3 не предусмотрено, что фактический сброс в части концентрации загрязняющего вещества в сточных водах каким-либо образом корректируется в зависимости от концентрации загрязняющего вещества в исходной забранной воде.
Таким образом, водопользователь, осуществивший вычет из массы сброшенного загрязняющего вещества той массы, что содержалась в исходной воде, и, с учетом данного вычета, не превысивший НДС (по массе, т), может одновременно превысить НДС (по концентрации, мг/дм3), что является нарушением природоохранных требований и может повлечь привлечение к административной, гражданской (в виде возмещения вреда) и уголовной ответственности.
Более того, не ясно, почему при расчете НДС водопользователь обязан нормировать содержание в сточных водах всех загрязняющих веществ, в том числе, забранных из того же водного объекта, тогда как при контроле забранные из того же водного объекта загрязняющие вещества фактический сброс (по массе, т) не формируют.
В связи с этим полагаем, что Минприроды России следует принять меры к пересмотру Методики № 333 [2] в части, устанавливающей необходимость нормирования содержания загрязняющих веществ в сточных водах без учета той массы и концентрации загрязняющих веществ в исходной воде из того же водного объекта, а также внесению соответствующих дополнений в примечание к заполнению графы 14 (фактический сброс, мг/дм3) формы 3.3.
Использованные нормативные правовые акты
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Методика разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная приказом МПР России от 17 декабря 2007 г. № 333.
- Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.