По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Учёт сточных вод водопользователями и абонентами систем канализации

Возложение на предприятия, отводящие сточные воды в городскую канализацию, обязанности вести их учёт в порядке, предусмотренном для водопользователей, неправомерно.

Ведение в установленном порядке учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, а также предоставление результатов такого учёта в уполномоченный Правительством Р Ф федеральный орган исполнительной власти является одной из обязанностей собственников водных объектов и водопользователей, предусмотренной п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ [1].

Ведение собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества осуществляется в порядке, определяемом Минприроды России; результаты учёта предоставляются в Росводресурсы (п. 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов [2]).

Во исполнение данной нормы приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 утверждён Порядок [3].

Обязанность ведения учёта сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества согласно п. 2 Порядка [3] возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях сброса.

При этом под водопользователями понимаются лица, которым предоставлено право пользования водным объектом (ст. 1 Водного кодекса РФ [1]).

Право пользования водным объектом для сброса сточных вод предоставляется путём получения заинтересованными лицами решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ [1]) или на основании выданной до 01.01.2007 лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» [4]).

Кроме того, для осуществления сброса сточных вод в водный объект водопользователем должны быть разработаны НДС, подлежащие утверждению Росводресурсами по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также получены разрешения на сброс.

При этом в п. 10 Порядка [3] указано, что состав и свойства сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод определяются отдельно на каждом выпуске их в водные объекты, а также в точках передачи сточных вод в систему канализации (формы 2.1, 2.2 приложения к Порядку [3]).

Форма 2.2 «Журнал учёта качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод» подлежит применению всеми водопользователями, имеющими сбросы сточных и (или) дренажных вод, а также передающими воды в городскую канализацию согласно п. 2 примечаний к данной форме, утверждённой в приложении к Порядку [3].

Из указанных норм Порядка следует, что предусмотренная Водным кодексом РФ, Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов [2] обязанность водопользователей по ведению учёта сточных вод распространена на лиц, не сбрасывающих сточные воды непосредственно в водный объект, а передающих их в городскую канализацию.

Кроме того, в соответствии с п. 4 примечаний к форме 2.2 Журнал учёта качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод заполняется по результатам анализа вод в соответствии с согласованной программой, указанной в п. 13 Порядка [3]. Согласно данному пункту программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объём и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Росводресурсов в 30-дневный срок.

Следовательно, обязательное ведение учёта сточных вод в соответствии с Порядком влечёт для лиц, передающих сточные воды в городскую канализацию, необходимость согласования программы ведения учёта с Росводресурсами и предоставления в Росводресурсы результатов учёта.

Одновременно необходимо отметить, что отношения по использованию систем коммунальной канализации для сброса производственных сточных вод урегулированы соответствующими Правилами [5].

Между лицом, сбрасывающим сточные воды в городскую канализацию (абонентом), и организацией ВКХ заключается договор, который предусматривает в том числе ведение абонентом учёта сбрасываемых сточных вод (п. 13 Правил).

При этом порядок осуществления данного учёта регулируется специальным разделом Правил (раздел IV). Кроме того, абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации ВКХ сведения о результатах такого контроля (п. 88 Правил).

Таким образом, обязанность по учёту абонентом сточных вод, передаваемых в городскую канализацию, предусмотрена действующим законодательством, но в порядке, определённом Правилами [5], с предоставлением отчёта организации ВКХ.

Ещё одним условием договора между абонентом и организацией ВКХ является установление абоненту нормативных требований по составу сточных вод.

Следует отметить, что нормативные требования по составу сточных вод являются составной частью нормативов водоотведения, которые устанавливаются органами местного самоуправления и обеспечивают нормальное функционирование систем канализации. Нормативы водоотведения устанавливаются абоненту с учётом условия о соблюдении норм предельно допустимых сбросов сточных вод в водные объекты, утверждённых для организаций ВКХ природоохранными органами (п. 1 и п. 61 Правил [5]).

Таким образом, при осуществлении сброса сточных вод в городскую канализацию абонент не является водопользователем — водопользователем является организация ВКХ, которой устанавливаются НДС и выдаётся решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс.

В связи с этим распространение в п. 10 Порядка, в п. 2 формы 2.2 приложения к Порядку [3] обязанностей водопользователей по ведению учёта сточных вод на лиц, не являющихся водопользователями (передающих сточные воды в городскую канализацию), неправомерно и противоречит Водному кодексу РФ, а также Положению об осуществлении государственного мониторинга водных объектов [2], Правилам [5], п. 2 Порядка [3].

Необходимо отметить, что при противоречии нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд, в том числе арбитражный, принимает решение в соответствии с последними (ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ [6], ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ [7]).

Таким образом, п. 10 Порядка [3], п. 2 формы 2.2 приложения к Порядку [3] в части, предусматривающей обязанность по ведению учёта сточных вод лицами, передающими сточные воды в городскую канализацию, не должны применяться.

К тому же указанные положения Порядка могут быть признаны недействующими как противоречащие вышестоящим законодательным актам лицами, чьи права нарушены данными нормами, путём оспаривания их в Верховном Суде Р Ф в порядке, предусмотренном гл. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.


Нормативные правовые акты


1. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

2. Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утверждённое

постановлением Правительства Р Ф от 10.04.2007 № 219.

3. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма

забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод

и (или) дренажных вод, их качества, утверждённый приказом Минприроды России

от 08.07.2009 № 205.

4. Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской

Федерации".

5. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской

Федерации, утверждённые постановлением Правительства Р Ф от 12.02.1999

№ 167.

6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

Публикации