По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Как контролировать абонентов?

После принятия Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в декабре 2011 года до сих пор остаются неразрешенными многие вопросы, связанные с нормированием абонентов и организаций ВКХ, получением ими разрешительной документации. Однако проблемы существуют и в регулировании иных аспектов взаимоотношений данных субъектов, в частности, в области контроля за качеством сточных вод абонентов.

Согласно содержащимся в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» [1] положениям одним из существенных условий договора водоотведения (а также единого договора холодного водоснабжения и водоотведения) является порядок контроля за соблюдением абонентами:

— НДС, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты);

— требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (п. 6 ч.5 ст. 14, ч.2 ст. 15 данного Федерального закона [1]).

При этом НДС/лимиты на сбросы устанавливаются только тем абонентам, которые осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в одну ЦСВ, среднесуточный совокупный объем отводимых сточных вод через которые составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведенные в п.п.113, 114 и приложениях №№ 2, 3 к Правилам № 644 [2], являются обязательными для всех категорий абонентов.

В то же время оставлены в силе отдельные пункты Правил № 167 [3], теперь распространяющиеся на абонентов, суммарное водоотведение которых в одну ЦСВ составляет менее 200 куб. метров среднесуточно, и определяющие, в частности, необходимость установления таким абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ (п. 3 постановления Правительства Р Ф № 644 [2], п. 61 Правил № 167 [3]).

Несмотря на то, что контроль за нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» [1] не упомянут, в Правилах № 644 [2] (подп."е" п.34) указано, что организация ВКХ обязана осуществлять контроль как за НДС абонентов и соблюдением требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, так и за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов по составу отводимых в ЦСВ сточных вод.

Порядок осуществления контроля за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, должен быть определен Правительством Р Ф. При этом не уточнено, в отношении каких категорий абонентов должен быть принят такой порядок.

При этом порядок осуществления организацией ВКХ, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, был определен Правительством Р Ф в составе Правил № 525 [4] только в отношении контроля за абонентами, для объектов которых установлены НДС/лимиты на сбросы.

В Правилах № 167 [3] приведены лишь общие принципы осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод:

— выполнение анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах;

— проведение анализов контрольных проб сточных вод лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).

В целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов водоотведения по составу сточных вод необходимо обратиться к содержанию Типового договора водоотведения и Типового единого договора водоснабжения и водоотведения, образцы которых утверждены постановлением Правительства Р Ф № 645 [5].

При этом необходимо отметить, что данные образцы содержат ряд неясностей, отличий и противоречий (в части регулирования вопросов контроля), следствием чего являются проблемы в истолковании их положений при заключении реальных договоров между организациями ВКХ и абонентами и последующем применении закрепленных прав и обязанностей на практике.



С учетом приведенных положений Типовых договоров в отношении контроля за составом и свойствами сточных вод, определенными в нормативах водоотведения по составу сточных вод абонентов, которым не устанавливаются НДС, лимиты на сбросы, применяются требования к отбору проб сточных вод, их анализу и оформлению результатов, установленные в Правилах № 525 [4].

Однако контроль за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией ВКХ либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, включающей:

— перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС, лимиты на сбросы;

— указание периодичности планового контроля абонентов и основания для проведения внепланового контроля;

— указание мест отбора проб сточных вод согласно ч.ч.1, 2 ст. 30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] (вступила в силу с 01 января 2013 г.).

Как указывалось выше, ст. 30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] сформулирована в отношении контроля за любыми категориями абонентов, а не только в отношении абонентов, которым устанавливаются НДС.

В связи с этим в отношении контроля за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами, которым не устанавливаются НДС, также должна разрабатываться программа контроля, в которой следует определять периодичность планового контроля, основания для внепланового контроля, указание мест отбора проб.

При этом отсутствие постановления Правительства Р Ф, определяющего соответствующие требования к разработке программы контроля за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами, которым не устанавливаются НДС, лимиты на сбросы, позволяет организациям ВКХ произвольно определять содержание таких программ.

На основании изложенного пока Правительством Р Ф не будут приняты необходимые нормативные правовые акты в целях упорядочивания отношений по контролю за абонентами (порядок осуществления контроля за составом и свойствами сточных вод абонентов, которым не устанавливаются НДС, лимиты на сбросы, изменения в Типовой договор водоотведения, устраняющие содержащиеся в нем недостатки, в том числе, связанные с использованием не установленных законодательством РФ терминов), у организаций ВКХ и их абонентов буду возникать существенные проблемы при заключении соответствующих договоров и последующей реализации закрепленных в них положений о контроле.


Используемые документы

1. Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

2. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Р Ф от 29 июля 2013 г. № 644.

3. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства Р Ф от 12 февраля 1999 г. № 167.

4. Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Р Ф от 21 июня 2013 г. № 525.

5. Постановление Правительства Р Ф от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».


«Экология производства», январь 2014 г.

Публикации