Данный проект разработан в связи с применением в отношении государственного экологического надзора риск-ориентированного подхода.
Применение риск-ориентированного подхода предполагает, в частности, изменение частоты проведения плановых мероприятий по контролю в зависимости от категории риска соответствующего поднадзорного объекта.
Выделяются следующие категории риска:
– чрезвычайно высокий – проверка 1 раз в год;
– высокий – проверка 1 раз в 2 года;
– значительный – проверка 1 раз в 3 года;
– средний – проверка не чаще, чем 1 раз в 3 года;
– умеренный – проверка не чаще, чем 1 раз в 4 года;
– низкий – плановые проверки вообще не проводятся.
Критерии, предлагаемые Минприроды России для разграничения объектов регионального экологического надзора по категориям риска, предполагают следующее:
1) взаимосвязь с категорией объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – объектов НВОС), соответственно, предполагается такое соотношение категорий объектов НВОС с категориями риска:
Категория объекта НВОС/Категория риска
II/средний
III/умеренный
IV/низкий
2) повышение категории риска на одну позицию в зависимости от места осуществления хозяйственной деятельности, например, особо охраняемая природная территория, водоохранная зона водного объекта;
3) повышение категории риска на одну позицию, в частности, в связи тем, что в течение последних трех лет имело место:
– привлечение к административной ответственности за совершение экологического правонарушения или правонарушения в области охраны собственности (в части недропользования, водопользования) по статьям КоАП РФ, указанным в Критериях;
– привлечение должностного лица к уголовной ответственности за совершение экологического преступления с использованием объекта государственного надзора.
Также предлагается понижение категории риска на одну позицию в случае отсутствия в течение трех лет правонарушений, соблюдении условий разрешительной документации в области охраны окружающей среды, своевременное внесение платы за НВОС.