По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

«Условности» паспортизации отходов

В связи с вступлением в силу постановления Правительства Р Ф № 712 актуальными являются вопросы о процедуре подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности, в том числе о перечне документов, подтверждающих отнесение отходов к конкретному классу опасности.


Журнал «Экология производства», № 1, январь 2015 г.


В связи с вступлением в силу постановления Правительства Р Ф № 712 [1] актуальными являются вопросы о процедуре подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности, в том числе о перечне документов, подтверждающих отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Порядок подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности не принят.

В заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» от 14.08.2014 г. № 19 455-ОФ/Д26и указано о наличии в последнем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

В соответствии с позицией Минприроды России, Росприроднадзора, выраженной в письмах данных ведомств, если хозяйствующим субъектом было подтверждено отнесение отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности до 01.08.2014 г., такие материалы могут быть использованы для оформления паспорта отхода согласно постановлению Правительства Р Ф № 712 [1] при совокупности условий, одним из которых является наличие соответствующих подтверждающих документов и обосновывающих материалов отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности.

К таким документам и материалам относятся:

  1. свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды и паспорт опасного отхода, согласованные Росприроднадзором и его территориальными органами;
  2. копия акта отбора проб отходов и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;
  3. документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями № 511[2];
  4. копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах.

Второе условие — наличие в указанных выше подтверждающих документах и обосновывающих материалах отнесения сведений, по которым возможно однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО 2014 [3] и БДО [4]. При этом необходимо понимать, что вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО 2014 [3] и БДО [4], и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.


Вышеприведенный перечень документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу, «позаимствован» Росприроднадзором и Минприроды России из вышеуказанного проекта порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности, получившему отрицательное заключение Минэкономразвития России.


Необходимо отметить, что в соответствии с действовавшим до 01.08.2014 г. приказом МПР России № 785 [5] свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемое территориальным органом МПР России собственнику отхода, является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды.


В соответствии с п. 2.4 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора № 570 [6] (также действовал до 01.08.2014 г.), деятельность по паспортизации опасных отходов включала, среди прочего, оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее — свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу (приложение № 1 к данному Порядку [6]); а также согласование паспорта.


В п. 2.7 указанного Порядка [6] содержалась норма, согласно которой документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является указанное в п. 2.4 свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.


Никаких иных документов, подтверждающих отнесение отходов к конкретному классу опасности, кроме свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, в законодательстве не было предусмотрено.

Вместе с тем, для получения данного свидетельства и согласованного паспорта хозяйствующие субъекты представляли, среди прочего:


В связи с указанным, во-первых, не представляется обоснованным отнесение в письмах Минприроды России и Росприроднадзора всех вышеперечисленных документов к документам, подтверждающим отнесение вида отходов к конкретному классу опасности.


Во-вторых, не является целесообразным представление копий актов отбора проб, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации (в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений).

Также необходимо учитывать, что в обозримой ретроспективе добросовестные хозяйствующие субъекты обращались к аккредитованным лабораториям для выполнения обязательств по паспортизации в 2007 г. (21.09.2007 г. — дата вступления в силу приказа Ростехнадзора № 570 [6]), некоторые из тех аккредитованных лабораторий уже прекратили свое существование и заверить в них документы невозможно.

В отношении пункта из предлагаемого Минприроды России и Росприроднадзором списка «документов, подтверждающих отнесение отходов к отходам конкретного класса опасности», как «документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями № 511 [2]» необходимо пояснить следующее.


Как следует из вышеприведенных норм Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора № 570 [6], оригиналы данных материалов представлялись добросовестными хозяйствующими субъектами для получения свидетельства и согласованного паспорта, кроме того, в Методических указаниях № 703 [7] также указано, что для видов отходов, отсутствующих в ФККО, в раздел «Приложения» включаются копии паспортов опасных отходов, свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, а при их отсутствии — материалы по обоснованию отнесения таких отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды в соответствии с Критериями № 511 [2].

Таким образом, даже у самых «запасливых» хозяйствующих субъектов могли закончиться экземпляры оригиналов материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Кроме того, не совсем понятно, что имеется ввиду под «материалами и документами». Почему, например, материалами не являются требуемые Минприроды России, Росприроднадзором отдельным пунктом перечня акты отбора проб, ведь именно согласно Критериям № 511 [2] отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды расчетным методом осуществляется на основании показателя (К), характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на окружающую среду, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход (далее компоненты отхода), для окружающей среды (Кi). Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа (далее — КХА) (п.5).

Некоторые из наших клиентов успели столкнуться с ситуацией, когда территориальный орган не принимал материалы отнесения отходов к конкретным классам опасности аккредитованной лабораторией, так как «срок действия истек».


В письме Росприроднадзора от 04.04.2013 г. № СМ-08−03−32/4536 «О паспортизации отходов» (не является нормативным правовым актом) указано, что при документарном подтверждении неизменности технологического процесса, в результате которого образовался отход, процесса, в результате которого товар (продукция) утратил потребительские свойства, либо вида использованного исходного товара (продукции), с учетом срока действия имеющихся протоколов биотестирования и химического анализа отхода, Росприроднадзор считает допустимым ссылаться на имеющиеся материалы для подтверждения класса опасности отхода.

В действующем законодательстве срок действия протоколов КХА отходов не установлен, кроме того, в самих протоколах результатов КХА отходов срок действия не должен быть указан.

В соответствии с подп.5.10.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17 025−2009 [8] результаты испытаний оформляют протоколом испытаний, в которых указывают всю требуемую заказчиком и необходимую для толкования результатов испытаний информацию, а также всю информацию, требуемую для используемой методики.

При этом в п.п.5.10.2, 5.10.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17 025−2009 [8], устанавливающих требования к содержанию протоколов испытаний, также не содержится положений о необходимости/возможности указания в протоколах испытаний срока действия последних.


До вступления в силу ГОСТ ИСО/МЭК 17 025−2009 [8] (до 01.01.2012 г.) действовал ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 025−2006 [9], введенный в действие с 01.07.2007 г., содержавший аналогичные положения.

Таким образом, документом, подтверждающим химический и (или) компонентный состав вида отходов, является протокол результатов КХА отходов, в котором указание срока действия не предусмотрено, что подтверждается судебной практикой.

Например, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.11.2013 г. по делу № А10−3470/2013 «в пакете документов, представленных Обществом, имелись протокол КХА отхода на уличный смет от 28.05.2009 г., протокол испытаний отходов производства на золошлаки от 03.09.2009 г., протокол компонентного состава на отходы от жилищ, заказчиком по которым выступило МУП.

Сроков действия указанных протоколов законодательством не установлено, при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья".

Также не понятно, для чего требуются копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах.


Данные документы могут содержать коммерческую тайну, тогда их представление может быть расценено как ее разглашение.

Согласно Порядку № 570 [6] было достаточно предоставления сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки, исходного товара (продукции) и т. п. (п. 2.5).

Вместе с тем, «в случае выявления некомплектности материалов хозяйствующего субъекта территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручают заявителю уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При этом, в случае непредставления хозяйствующим субъектом в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, связанных с некомплектностью материалов, надлежащим образом оформленных материалов хозяйствующего субъекта, территориальный орган Росприроднадзора возвращает хозяйствующему субъекту документы и материалы, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 5 дней" (п. 6 письма Минприроды России от 15.09.2014 г. № 05−12−44/20 925).

Наконец, не учитывается, что значительный процент добросовестных хозяйствующих субъектов так и не получили свидетельства и согласованные паспорта, несмотря на то, что с 2007 г. неоднократно направляли необходимые документы и регулярно интересовались результатами их рассмотрения. Также не учтено и то, что не все отходы, по которым получены паспорта и согласованные свидетельства, вошли в ФККО 2014 [3] (то есть ни конвертировать, ни однозначно осуществить сопоставление невозможно).


Использованные нормативные правовые акты и документы


  1. Постановление Правительства Р Ф от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»).
  2. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511.
  3. Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. № 445.
  4. Банк данных об отходах, размещенный на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интеренет» (http://rpn.gov.ru/node/854) (не является нормативным правовым актом).
  5. Приказ МПР России от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» (документ утратил силу с 21.10.2014 г. в связи с изданием приказа Минприроды России от 14.08.2014 г. № 363).
  6. Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (документ утратил силу с 01.08.2014 г. в связи с изданием приказа Ростехнадзора от 27.03.2014 г. № 125).
  7. Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 г. № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  8. ГОСТ ИСО/МЭК 17 025−2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (вместе с «Руководящими указаниями по применению в отдельных областях»), введен в действие с 01.01.2012 г. в соответствии с приказом Росстандарта от 04.04.2011 г. № 41-ст.
  9. «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 025−2006», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 г. № 506-ст, введенный в действие с 01.07.2007 г. (документ утратил силу с 01.01.2012 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 04.04.2011 г. № 41-ст).
Публикации