По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Опубликована статья Юридического центра промышленной экологии о переходе на новую систему нормирования и получения разрешительной документации с 01.01.2019 г.

Рассмотрены основные вопросы установления технологических нормативов, нормативов выбросов и сбросов, получения ПНООЛР, выдачи комплексных экологических разрешений, установления временно разрешенных выбросов и сбросов, оформления других природоохранных документов после 01.01.2019 г., действия ранее выданной разрешительной документации.

Самое актуальное для природопользователей сегодня – переход на новую систему нормирования и получения разрешительной документации с 01.01.2019, в частности разработка технологических нормативов, особенно с учетом выхода всех предполагаемых справочников по НДТ. Какие разрешительные документы будут нужны природопользователям? Будет ли действовать ранее выданная разрешительная документация на выбросы, сбросы, размещение отходов? Попробуем разобраться.

ЧТО БУДЕТ С РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ПОСЛЕ 01.01.2019?

С 01.01.2019 вступят в силу положения Федерального закона № 219-ФЗ [1], которыми в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [2] вносятся изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя из технологических показателей НДТ.

Разрешительная документация на выбросы и сбросы, размещение отходов после 01.01.2019 будет напрямую зависеть от категории (I–III) объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).


НОРМАТИВЫ И КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ I КАТЕГОРИИ


Нормативы. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – природопользователи), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (объектах, оказывающих значительное НВОС и относящихся к областям применения НДТ), разрабатываются технологические нормативы – нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ (п. 2 ст. 23 закона [2]).

В свою очередь, технологические показатели – показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.

Информационно-технические справочники (ИТС) по НДТ, применяемым в отнесенных к областям применения НДТ видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат в том числе сведения о технологических показателях НДТ.

Технологические показатели НДТ устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее 6 месяцев после опубликования или актуализации ИТС по НДТ (п. 3 ст. 23 закона [2]).


При этом указанные нормативные документы в области охраны окружающей среды утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 29 закона [2]).

В настоящее время такой порядок отсутствует. Соответственно нормативные документы в области охраны окружающей среды, которые устанавливают технологические показатели НДТ после опубликования ИТС по НДТ, также не приняты.


Из приведенных ранее положений следует, что содержащиеся в ИТС по НДТ сведения о технологических показателях НДТ не являются установленными технологическими показателями НДТ, на основе которых определяются технологические нормативы.


Кроме того, правила разработки технологических нормативов должны быть установлены Минприроды России (п. 4 ст. 23 закона [2]). Разработка проекта данных правил запланирована только на август 2018 г. [3].


В связи с указанным в настоящее время отсутствует возможность разработки хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты I категории, технологических нормативов, даже с учетом выхода соответствующих ИТС по НДТ.

Обратите внимание, что, несмотря на установление технологических показателей в отношении в том числе объема и (или) массы образования отходов, установление технологических нормативов в отношении отходов не предусмотрено.


Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – главный разрешительный документ для объектов I категории.


Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах I категории, которые включены в утвержденный Минприроды России перечень 300 объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 включительно (ч. 6 ст. 11 закона [1]).


Природопользователи, которые не попали в указанный перечень, но осуществляют деятельность на объектах, относящихся к области применения НДТ, обязаны получить КЭР до 01.01.2025 (ч. 7 ст. 11 закона [1]).


Заявка на получение КЭР должна содержать как расчеты технологических нормативов (на основании технологических показателей НДТ), так и расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (далее – веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).


Технологические нормативы, НДВ, НДС веществ I, II классов опасности, НООЛР, а также требования к обращению с отходами производства и потребления включаются в КЭР (пп. 3, 10 ст. 31.1 закона [2]).


КЭР выдается сроком на 7 лет и продлевается на тот же срок при соблюдении совокупности условий, предусмотренных п. 13 ст. 31.1 закона [2].

Форма заявки на получение КЭР и форма самого КЭР должны быть установлены Минприроды России (п. 19 ст. 31.1 закона [2]), их разработка запланирована на август 2018 г. [3].


Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством РФ (п. 19 ст. 31.1 закона [2]).

В настоящее время проект такого постановления Правительства РФ не разработан.

Однако имеется проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в статью 14 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 28.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части уточнения порядка выдачи комплексных экологических разрешений».


Соответственно до принятия указанных нормативных правовых актов (в том числе если последние не будут приняты до 01.01.2019) получение КЭР, а также подготовка к его получению (относительно разработки технологических нормативов) невозможны.


НОРМИРОВАНИЕ И НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ II, III КАТЕГОРИЙ


В отношении объектов II категории предусмотрено представление декларации о воздействии на окружающую среду.


В декларации содержатся, в частности, декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых отходов. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты НДВ, НДС. Декларация представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Декларация представляется в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (в отношении объектов федерального надзора) или в орган исполнительной власти субъекта Федерации (по иным объектам) (пп. 1–4, 6 ст. 31.2 закона [2]).


Следует отметить, что момент первого представления декларации после 01.01.2019 не регламентирован.


Обратите внимание, что в отсутствие иных оговорок расчеты НДВ, НДС в отношении объектов II категории должны осуществляться по всем загрязняющим веществам, включенным в Перечень № 1316-р [4] (п. 1 ст.2 2 закона [2]).


Следует отметить, что НООЛР разрабатываются природопользователями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах не только I, но и II категорий (п. 2 ст. 18 закона [5]).


При этом на основании п. 4 ст. 18 закона [5] природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.


Согласно п. 7 ст. 18 закона [5] порядок разработки и утверждения НООЛР, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) должна быть утверждена Минприроды России (п. 7 ст. 31.2 закона [2]). Разработка данного документа запланирована на август 2018 г. [3].

Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых ИТС по НДТ также вправе получить КЭР (п. 12 ст. 31.1 закона [2]).


В таком случае изложенные ранее положения относительно разработки технологических нормативов, получения КЭР, действия разрешительной документации, полученной до 01.01.2019, будут применимы и к данным объектам.


Для объектов III категории предусмотрен расчет НДВ, НДС только в отношении веществ I, II классов опасности (п. 4 ст. 22 закона [2]).


При этом при исчислении платы за НВОС природопользователями, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, НДС, за исключением радиоактивных веществ, веществ I, II классов опасности (п. 8 ст. 16.3 закона [2]).


Соответственно соблюдение НДВ, НДС для объектов III категории в отношении веществ I, II классов опасности должно быть подтверждено для целей исчисления платы за НВОС.

При этом природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, должны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Федерации в уведомительном порядке только:

  • отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 закона [5]);
  • отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 11 ст. 15 закона [6]). Обратите внимание, что в отсутствие иных оговорок, представление отчетности должно осуществляться в отношении выбросов всех веществ, а не только веществ I, II классов опасности.

Следует отметить, что, если по НДВ, НДС объектов I категории прямо предусмотрено их установление КЭР, то в отношении установления данных нормативов какими-либо органами исполнительной власти или выдачи на их основе разрешений на осуществление выбросов и сбросов в отношении объектов II и III категорий в законе [2] не содержится ни слова. Предусмотрен лишь расчет данных нормативов.


Так, в п. 10 ст. 15 закона [6] указано, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду.

При этом разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Проектом предусматривается внесение изменений в ст. 22 закона [2], согласно которым НДВ, НДС веществ I, II классов опасности для объектов II и III категории (за исключением случаев получения КЭР для объектов II категории), устанавливаются разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, выдаваемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Предполагается, что порядок выдачи разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ будет устанавливать Правительство РФ.


Следует отметить, что в данном проекте федерального закона, в том числе для объектов II категории, речь о получении разрешений на выбросы и сбросы идет только в отношении установления НДВ, НДС веществ I, II классов опасности. И это при том, что, как указывалось ранее, согласно положениям закона [1] расчет НДВ, НДС необходим для объектов II категории по всем веществам.

Однако даже если данный законопроект будет принят в подобном виде, его вступление в силу планируется только с 01.01.2020, соответственно вопрос о получении разрешений на выбросы, сбросы в пределах установленных НДВ, НДС для объектов II и III категорий (за исключением случаев получения КЭР в отношении объектов II категории) в течение 2019 г. останется неурегулированным.


Основные принципы определения НДВ, НДС не изменятся.


Согласно п. 1 ст. 22 закона [2] НДВ, НДС будут определяться для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень № 1316-р [4], расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов ПДК, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.


ВРЕМЕННО РАЗРЕШЕННЫЕ ВЫБРОСЫ И СБРОСЫ С 01.01.2019


При невозможности соблюдения НДВ, НДС, технологических нормативов предусмотрено установление временно разрешенных выбросов (ВРВ) и временно разрешенных сбросов (ВРС). Для объектов I категории ВРВ и ВРС устанавливаются КЭР.


Для объектов II, III категории ВРВ и ВРС устанавливаются разрешением, выдаваемым в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 23.1 закона [2]). Таким образом, это единственное упоминание о наличии разрешения в отношении объектов II, III категории и касается оно только установления ВРВ, ВРС.


В настоящее время проект постановления Правительства РФ, предусматривающий установление порядка выдачи таких разрешений, не разработан.

При этом ВРВ и ВРС могут быть установлены только по веществам, в отношении которых имеются технологические нормативы, НДВ, НДС для объектов соответствующих категорий.


Как указывалось ранее, для объектов II и III категорий предусмотрен лишь расчет НДВ, НДС. При этом напомним, что для объектов II категории данные нормативы должны рассчитываться по всем веществам, а для объектов III категории – только по веществам I, II класса опасности.


Установление ВРВ, ВРС допускается только при наличии:

  • Программы повышения экологической эффективности (далее – Программа) на объектах I категории (такая Программа является неотъемлемой частью КЭР);
  • Плана мероприятий по охране окружающей среды (далее – План) на объектах II, III категории.

Срок реализации Программы и Плана не может превышать семь лет и не подлежит продлению (в отношении Программы также предусмотрен увеличенный срок 14 лет для специальных объектов) (пп. 5, 6 ст. 67.1 закона [2]).


Правила разработки Программы и Плана устанавливаются Минприроды России. Разработка проекта данных правил министерством запланирована на август 2018 г. [3].

Проект Программы до ее утверждения природопользователями подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Минпромторгом России.

Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению Программы утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 999 (вступает в силу с 01.01.2019).

В настоящее время порядок согласования или утверждения Плана каким-либо органом государственной власти не предусмотрен.


Однако упомянутым ранее проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» предусмотрены изменения в законе [2] (в частности, в ст.16.3). Согласно проекту План должен согласовываться органом исполнительной власти субъекта Федерации и уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При этом указывается, что уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти устанавливаются не только правила разработки Программы и Плана, но и правила согласования Плана и одобрения Программы.

Напоминаем, что вступление в силу данного законопроекта планируется только с 01.01.2020. Соответственно в 2019 г. согласование Плана какими-либо органами государственной власти не предусмотрено.


ДЕЙСТВИЕ ПОЛУЧЕННОЙ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОСЛЕ 01.01.2019

С учетом того что большинство подзаконных актов, регламентирующих вопросы нормирования и получения разрешительной документации после 01.01.2019, до настоящего времени не приняты, и в лучшем случае их разработка запланирована на август 2018 г. [3], существуют реальные опасения природопользователей остаться без документации по выбросам, сбросам и отходам после 01.01.2019.

В ч. 1 ст. 11 закона [1] предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы, НООЛР, полученные природопользователями, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС, относящихся к областям применения НДТ, до 01.01.2019, действуют до дня получения КЭР.


Соответственно, независимо от установленного срока действия выданной до 01.01.2019 разрешительной документации, действие последней будет автоматически продлено до момента получения КЭР.


Данное положение применимо для всех объектов I категории, а также для объектов II категории, которыми при наличии отраслевых ИТС по НДТ принято решение о получении КЭР.

В отсутствие иных оговорок разрешительная документация на выбросы, сбросы, размещение отходов, выданная до 01.01.2019 для объектов II (за исключением случая получения КЭР) и III категорий, может действовать до окончания установленного в ней срока. При этом не содержится ограничений и запретов на переход на новую систему нормирования и представления документации для объектов II и III категорий после 01.01.2019 при условии принятия необходимых для этого нормативных правовых актов.

На основании ч. 2 ст. 11 закона [1] со дня вступления в силу данного закона до дня получения КЭР при установлении ВРВ, ВРС для действующих объектов НВОС, относящихся к областям применения НДТ, достижение НДВ, НДС в результате реализации мероприятий, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды, не требуется.


Следует отметить, что нормы закона [1] имеют разные сроки вступления в силу. Однако, учитывая, что большинство положений, касающихся внедрения НДТ и получения КЭР, вступают в силу с 01.01.2019, именно эту дату следует рассматривать в качестве срока вступления в силу в данном случае.


Обратите внимание, что до 01.01.2019 установленные ст. 23 закона [2] лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно ВРВ, ВРС; планы снижения выбросов и сбросов – Программами или Планами (ч. 3, 4 ст. 10 закона [7]).

Таким образом, с 01.01.2019 до дня получения КЭР достижение нормативов ПДВ и НДС в результате реализации мероприятий, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, не требуется.


ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ С 01.01.2019

Обратите внимание, что НДВ, НДС не рассчитываются, а НООЛР не разрабатываются для объектов IV категории (п. 5 ст. 22 закона [2], п. 6 ст. 18 закона [5]).

Особенности установления НДС, технологических нормативов, ВРС для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов, устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 10 ст. 22, п. 5 ст. 23, п. 7 ст. 23.1 закона [2]).


Данные особенности урегулированы законом [8], которым, в частности, были внесены изменения в законы [9] и [2], вступающие в силу с 01.01.2019.


Документы


  1. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2019).
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2019).
  3. План нормотворческой деятельности Минприроды России на 2018 г., утвержденный приказом Минприроды России от 24.01.2018 № 18.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  5. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2019).
  6. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции, вступающей в силу с 01.01. 2019).
  7. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 29.07.2017).
Публикации