По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Вопросы идентификации систем канализации в качестве ЦСВ

Рассмотрены вопросы, связанные с отнесением систем водоотведения к централизованным системам водоотведения и, соответственно, с необходимостью применения к отношениям, связанным с эксплуатацией таких систем, требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и принятых в их исполнение нормативных правовых актов.


Журнал «Экология производства», № 3, 2016 г.


01 января 2016 г. исполнилось 3 года с момента вступления в силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», регулирующего отношения по отведению сточных вод через централизованные системы водоотведения (ЦСВ). И в то же время до сих пор отсутствует четкое определение того, что именно представляют из себя ЦСВ, в каких случаях эксплуатируемые организациями системы канализации не являются ЦСВ и на их правоотношения с абонентами Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» не распространяется.

Отнесение конкретной системы канализации к ЦСВ автоматически влечет необходимость руководствоваться всеми требованиями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] и принятых в его исполнение подзаконных актов, которые предусматривают, в том числе:

  • необходимость с участием органом местного самоуправления и органов субъектов РФ разработки и утверждения схемы водоотведения, инвестиционной и производственной программ, установления тарифов на оказываемые услуги водоотведения;
  • необходимость определения гарантирующей организации;
  • пересмотр содержания и порядка заключения договоров на водоотведение и услуги по обеспечению водоотведения;
  • особый порядок контроля за сбросом сточных вод, декларирование сброса абонентами;
  • ограничение сбросов абонентов нормативами водоотведения по объему и составу сточных вод, а также требованиями к предотвращению негативного воздействия на работу ЦСВ, плату абонентов за нарушение данных нормативов и требований.

Многие из этих требований в отдельных случаях могут быть обременительны как для организаций, принимающих сточные воды, так и для их абонентов, в частности, в ситуациях, когда идет речь о приеме сточных вод внутри промышленного узла.

1.Неопределенность начинается со ст. 2 данного Федерального закона [1], в которой закреплены основные термины в сфере водоснабжения и водоотведения.


Согласно п. 28 данной статьи ЦСВ — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.


В то же время водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием ЦСВ (п. 2 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1]).


Фактически данные понятия замкнуты друг на друга и представления о том, что такое ЦСВ, не дают.


Если смотреть понятийный аппарат дальше, в ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] указано, что:

сточные воды ЦСВ — принимаемые от абонентов в ЦСВ воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если ЦСВ предназначена для приема таких вод;

  • абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Можно предположить, что определив, какие лица должны заключить договор водоотведения, т. е. являются абонентами, мы поймем, что такое ЦСВ.


Однако из ч.5 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] следует, что договоры водоотведения заключают абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к ЦСВ.


Таким образом, из приведенного в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» [1] понятийного аппарата сделать вывод, что такое ЦСВ, невозможно.

2.Согласно ч.11 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1], Правительство Р Ф в правилах холодного водоснабжения и водоотведения определяет виды ЦСВ. В п. 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2] указано, что в зависимости от своего предназначения ЦСВ подразделяются на следующие виды:

централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее — хозяйственно-бытовые сточные воды);

централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;

централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;

централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.


Из указанных критериев можно сделать вывод, что для отнесения систем канализации к ЦСВ должно соблюдаться условие о приеме в них хозяйственно-бытовых сточных вод (от населения) и/или поверхностных сточных вод.

Соответственно, если системы канализации предназначены для приема исключительно производственных сточных вод, такие системы канализации не являются ЦСВ в соответствии с п. 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2].


При этом все равно остаются вопросы, можно ли понимать под «населением», например, сотрудников предприятий, проживающих в принадлежащем предприятию общежитии.


Согласно п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2] поверхностные сточные воды — принимаемые в ЦСВ дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.

То есть в очередной раз имеет место закольцовывание понятий: с одной стороны, поверхностные сточные воды — это то, что сбрасывается с ЦСВ; с другой стороны, ЦСВ (ливневые) — то, куда сбрасываются поверхностные сточные воды.


Из указанного следует, что к ЦСВ (ливневым) следует относить и ливневую канализацию на территории конкретного предприятия, если последнее, например, сдаст часть территории в аренду и будет принимать от арендатора поверхностные сточные воды.


3.Еще один критерий для отнесения систем канализации к ЦСВ проявляется при системном толковании законодательства о водоотведении.

Так, на основании п. 3 ч.1 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, такой цели, как снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.


Несмотря на то, что согласно приведенному в ст. 2 данного Федерального закона [1] определению водоотведение составляют прием, транспортировка и очистка сточных вод, на основании ч.1 ст. 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1]

по договору водоотведения организация ВКХ обязуется осуществлять также сброс принятых от абонента в ЦСВ сточных вод в водный объект.

Согласно п. 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2] организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.


Из содержания ст. 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] прямо следует, что НДС устанавливаются для определенных в постановлении Правительства Р Ф № 230 [3] абонентов для сброса в водные объекты через ЦСВ.


До 01 января 2019 г. для всех обязательно соблюдение установленных на основании п. 61 Правил № 167 [4] нормативов водоотведения по составу сточных вод, исходя из такого условия, как соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами.


Также абонентам устанавливаются нормативы водоотведения по объему сточных вод, которые на основании подп."б" п. 136 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2] определяются с учетом условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод).


В п. 2 Требований № 782 [5] определено, что технологическая зона водоотведения — часть канализационной сети, принадлежащей организации, осуществляющей водоотведение, в пределах которой обеспечиваются прием, транспортировка, очистка и отведение сточных вод или прямой (без очистки) выпуск сточных вод в водный объект.


Таким образом, законодательство о водоотведении регулирует те правоотношения, которые связаны со сбросом принятых от абонентов сточных вод в водные объекты.


В то же время существуют ситуации, когда принимаемые от абонентов сточные воды сбрасываются не в водные объекты, а в специально созданные гидротехнические сооружения — пруды (накопители, испарители и т. п.).

С учетом указанного выше вывода такие правоотношения, как не связанные со сбросом сточных вод в водные объекты, не должны регулироваться в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении.


4.Однако существует следующий нюанс.

На основании ч.4, п. 3 ч.5 ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] утверждаемые органами местного самоуправления схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать перечень ЦСВ.


До утверждения схем водоснабжения и водоотведения к ЦСВ относятся системы водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения по регулируемым тарифам (ч.5 ст. 42 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1]).

Фактически из указанных норм следует, что отнесение конкретных систем канализации к ЦСВ зависит от принимаемых органами тарифного регулирования (как правило — региональные органы) и органами местного самоуправления решений.


Зачастую органы тарифного регулирования устанавливают тарифы в сфере водоотведения, а органы местного самоуправления составляют схему водоотведения, с учетом которых к ЦСВ относятся те объекты, которые в силу содержащихся в законодательстве о водоотведении критериев (например, в части наличия сброса сточных вод в водный объект) к ЦСВ не могут быть отнесены.


В свою очередь, подобные решения влекут большие проблемы для конкретных участников правоотношений по водоотведению, поскольку реализация отдельных положений законодательства о водоотведении (например, в части установления нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, которые могут быть определены только при сбросе сточных вод в водные объекты) невозможна, а других (например, в части внесения абонентами платы за негативное воздействие на работу ЦСВ) влечет чрезмерную финансовую нагрузку на абонентов.


В случае принятия органами тарифного регулирования и органами местного самоуправления нормативных актов об утверждении тарифов, схем водоотведения подобным образом единственным вариантом для конкретных субъектов правоотношений по исключению применения к последним положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» является оспаривание данных актов в судебном порядке.


В связи с изложенным полагаем, что Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» [1] нуждается в существенной доработке, в первую очередь, в части понятийного аппарата, определяющего сферу его применения, в противном случае неизбежны существенные его разночтения на местах и формирование конфликтных ситуаций между участниками соответствующих правоотношений.


Документы

  1. Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
  2. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Р Ф от 29 июля 2013 г. № 644.
  3. Постановление Правительства Р Ф от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».
  4. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства Р Ф от 12 февраля 1999 г. № 167.
  5. Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Р Ф от 5 сентября 2013 г. № 782.
Публикации