По законам природы - к вершинам бизнеса!
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Использование акватории для эксплуатации линейных объектов: устранена необходимость заключения договора водопользования


Приведен анализ изменений, внесенных в Водный кодекс РФ, устраняющих необходимость заключения договоров водопользования для эксплуатации линейных объектов, находящихся в акватории водных объектов. Рассмотрен порядок расторжения существующих договоров водопользования. Статья опубликована в журнале «Экология производства», № 10, 2017 г.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВАТОРИИ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ: УСТРАНЕНА НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


С 6 августа 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в Водный кодекс РФ [1].


Одним из значимых нововведений стало прямое указание на то, что использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ без предоставления водных объектов в пользование.

Ранее существовала практика заключения договоров водопользования для приобретения прав на использование части акватории, необходимой для эксплуатации вышеуказанных объектов (далее — Договоры).

В связи с этим важным с практической точки зрения является рассмотрение вопросов прекращения действия таких договоров водопользования.


1. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом РФ (ч.2 ст. 4 Водного кодекса РФ [1]).


Значит, при решении вопроса о расторжении Договоров следует руководствоваться общими положениями водного и гражданского законодательства РФ.

При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ или иными нормативными правовыми актами (п. 1 ст.310 Гражданского кодекса РФ [2]).


Кроме того, в законодательстве установлено, что, если после заключения договора принят закон, устанавливающий правила, отличающиеся от действовавших при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст.422 Гражданского кодекса РФ [2]).

Необходимо отметить, что в Федеральном законе № 208-ФЗ [3], которым были внесены рассматриваемые изменения, отсутствуют нормы, предусматривающие автоматическое прекращение действия заключенных до 6 августа 2017 г. договоров водопользования в целях эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов или устанавливающие специальный порядок действий водопользователей, направленных на расторжение таких договоров.


Соответственно, при возникновении необходимости расторжения договора нужно руководствоваться гражданским законодательством, которое, в свою очередь, устанавливает, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ст. 17 Водного кодекса РФ [1], п. 1 ст.452 Гражданского кодекса РФ [2]).


Напомним, что заключение договора водопользования предполагает не только согласование его условий и подписание сторонами, но и регистрацию в Государственном водном реестре. Причем договор вступает в силу именно с момента его государственной регистрации. Так же происходит и расторжение договора — посредством государственной регистрации соглашения о расторжении (ч.3 ст. 12, ч.2 ст. 31 Водного кодекса РФ [1]).

2. Игнорирование необходимости расторжения Договоров может создать для хозяйствующих субъектов дополнительные необоснованные расходы, связанные с продолжением существования договорных обязательств.


Как отмечено выше, односторонний отказ от выполнения обязательств по договору недопустим. Специальные нормы, позволяющие водопользователям не выполнять условия действующих договоров использования водного объекта в целях эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов не предусмотрены.

Таким образом, до момента регистрации соглашений о расторжении Договоров в Государственном водном реестре водопользователь обязан соблюдать условия Договоров, в т. ч. о выполнении «Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной в месте водопользования», вносить плату за пользование водным объектом.


Невыполнение условий договора водопользования может повлечь привлечение водопользователя к административной ответственности по ст. 7.6 или ст. 8.14 КоАП РФ [4].

Кроме того, за несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере 1/150 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом (ч.2 ст. 18 Водного кодекса РФ [1]).

3. Расторжение договора водопользования является одной из государственных услуг, порядок предоставления которой установлен Административным регламентом № 57 [5]. Уполномоченным органом на предоставление данной услуги является орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится соответствующий водный объект (п.п.2, 3 данного Регламента [5]).

Основанием для начала административной процедуры является поступление в уполномоченный орган заявления, образец которого приведен в приложении 9 к Административному регламенту № 57 [5], с обосновывающими материалами.

Необходимо отметить, что перечень обосновывающих материалов, которые должны быть предоставлены в дополнение к заявлению о расторжении договора водопользования в Административном регламенте № 57 [5] не установлен.


При этом согласно п. 36 Административного регламента № 57 [5] указано, что запрещается требовать от заявителя предоставления документов и информации:

  • или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
  • которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

В течение 30 дней с момента регистрации заявления уполномоченный орган направляет заявителю соглашение сторон о расторжении договора.

Затем в течение 30 календарных дней с даты получения соглашения заявитель подписывает его и направляет в уполномоченный орган; если не направит в указанный срок — считается, что заявитель отказался от заключения соглашения о расторжении договора (п.п.166, 167, 169 Административного регламента № 57 [5]). Затем в течение 5 дней уполномоченный орган направляет соглашение о расторжении договора на регистрацию в Государственном водном реестре, а после — в течение 2 рабочих дней с момента получения зарегистрированных экземпляров — направляет их водопользователю (п. 171 Административного регламента № 57 [5]).



Документы

  1. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации».
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
  5. Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданного полномочия РФ по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденный приказом Минприроды России от 12 марта 2012 г. № 57.
Публикации