Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > Нормирование «крупных» абонентов ЦСВ: мораторий или нет?

Нормирование «крупных» абонентов ЦСВ: мораторий или нет?

До 01 января 2019 г. приостановлено действие отдельных положений главы 5 Федерального закона № 416-ФЗ и перенесен срок исполнения «крупными» абонентами обязанности по установлению НДС/лимитов на сбросы, вводу в эксплуатацию локальных очистных сооружений (ЛОС). Однако данный перенос сроков не имеет значения для абонентов, имеющих утвержденные НДС, согласованный план снижения сбросов, в связи с чем предусмотренный Правительством РФ мораторий не реализован в полной мере.

Согласно ранее действовавшей редакции Федерального закона № 416-ФЗ [1] (до внесения изменений от 13 июля 2015 г.) «крупные» абоненты (т.е. абоненты, категории которых определены в постановлении Правительства РФ № 230 [2]) к 01 июля 2015 г. должны были:

  • получить установленные НДС, а в случае невозможности их соблюдения – лимиты на сбросы;
  • ввести в эксплуатацию ЛОС или разработать и утвердить по согласованию с Росприроднадзором план снижения сбросов, необходимый для получения лимитов и предусматривающий строительство/реконструкцию/модернизацию ЛОС, обеспечивающих соблюдение НДС.

Однако по результатам состоявшегося 01 июня 2015 г. совещания у Председателя Правительства РФ было принято решение о введении до 01 января 2019 г. моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей и организаций, в частности, отложить введение НДС, лимитов на такие сбросы в ЦСВ, ввод в эксплуатацию (ЛОС) и (или) разработку и утверждение планов снижения сбросов (данное решение закреплено в протоколе совещания № ДМ-П13-48пр).

Результатом реализации данного решения стало включение в Федеральный закон № 221-ФЗ [3] статьи 14, направленной на отложение сроков вступления в силу положений Федерального закона № 416-ФЗ [1], обязывающих абонентов получать установленные НДС и вводить в эксплуатацию ЛОС.

В то же время не было учтено, что многие «крупные» абоненты, послушно исполняющие возложенные на них законодателем обязанности, к 01 июля 2015 г. разработали и получили утвержденные НДС, согласовали планы снижения сбросов, предусматривающие строительство ЛОС, получили лимиты на сбросы.

Вступивший в силу 13 июля 2015 г. Федеральный закон № 221-ФЗ [3] фактически дал отсрочку выполнения вышеуказанных обязанностей для «крупных» абонентов, вовремя разрешительную документацию не оформивших. Однако относительно приостановления действия уже оформленной абонентами разрешительной документации (НДС, лимиты, план снижения сбросов), как это предусмотрено мораторием, какие-либо положения в Федеральный закон № 221-ФЗ [3] не были включены.

Фактически в настоящее время сложилась ситуация, согласно которой «крупные» абоненты, с 01 по 13 июля 2015 бывшие нарушителями обязательных требований Федерального закона № 416-ФЗ [1] о необходимости наличия НДС/лимитов на сбросы, ввода в эксплуатацию ЛОС или наличия согласованного и утвержденного плана снижения сбросов, теперь до 01 января 2019 г. могут отложить выполнение указанных обязанностей.

До 01 января 2019 г. данные абоненты будут работать по прежней схеме, предусмотренной п.3 постановления Правительства РФ № 644 [4], а именно соблюдать нормативы водоотведения по составу сточных вод, утверждаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, а в случае невозможности их соблюдения – получать временные условия приема сточных вод в тех же организациях ВКХ.

В то же время законопослушные «крупные» абоненты, получившие НДС/лимиты на сбросы, согласовавшие планы снижения сбросов, обязаны соблюдать данную разрешительную документацию, в том числе, обеспечивать строительство ЛОС, в указанные в согласованном плане снижения сбросов сроки.

Следует отметить, что финансирование строительства тех же ЛОС согласно плану снижения сбросов требует существенных затрат, исчисляемых, как правило, в десятках миллионов рублей. При этом не факт, что вышеуказанные положения Федерального закона № 416-ФЗ [1] о нормировании «крупных» абонентов и строительстве ЛОС, не претерпят существенного изменения к 01 января 2019 г., и сегодняшние затраты абонентов на реализацию вышеуказанных обязанностей окажутся преждевременными и неоправданными.

Более того, подобная практика внесения изменений в Федеральный закон № 416-ФЗ [1] фактически побуждает абонентов максимально откладывать выполнение возложенных на них обязанностей (вплоть до их неисполнения в установленный законом срок), дабы не стать в очередной раз заложниками собственной законопослушности.

В связи с указанным уполномоченным органам государственной власти следует максимально оперативно внести дополнительные изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ [1] или в постановление Правительства РФ № 644 [4], также регулирующее данные вопросы, позволяющие приостановить действие утвержденных НДС, установленных лимитов на сбросы (и соответственно отложить реализацию согласованных планов снижения сбросов) до 01 января 2019 года, как это предусмотрено мораторием.

При этом, поскольку НДС абонентов устанавливаются на срок действия НДС организаций ВКХ, приостановление действия НДС до 01 января 2019 г. повлечет к указанному сроку разработку абонентами НДС заново, а значит, и корректировку планов снижения сбросов и лимитов на сбросы.

Необходимо отметить, что 24 октября 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в постановление Правительства РФ № 644 [4] постановлением Правительства РФ от 14 октября 2015 г. № 1101, согласно которым «крупные» абоненты до 01 января 2019 г. руководствуются нормативами водоотведения по составу сточных вод, утверждаемыми органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, а в случае невозможности их соблюдения – получают временные условия приема сточных вод в тех же организациях ВКХ.

В связи с этим можно предположить, что до 01 января 2019 г. «крупные» абоненты установленными НДС не руководствуются.

Перечень использованных актов

  1. Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
  2. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»;
  3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  4. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
 
К.Ю.Григорьев OOO "Юридический центр промышленной экологии"
01.12.2015