Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > Расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ при отсутствии приборов учета

Расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ при отсутствии приборов учета

Журнал «Экология производства», № 5 (130), 2015 г.

В настоящее время существуют случаи неправильного расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в ситуациях, когда у абонентов есть выпуски сточных вод в ЦСВ, не оборудованные приборами учета, результатом чего являются необоснованные размеры платежей.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 644 [1]).

Требования, обеспечивающие предотвращение негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены, в частности, в приложении № 3 к Правилам № 644 [1] в качестве нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ.

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ при нарушении данных требований урегулирован в п.123 Правил № 644 [1].

Основной формулой для расчета платы является следующая:

где:

ФКi – фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента в декларации о составе и свойствах сточных вод, либо в расчете платы, предусмотренном приложением № 5, либо в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение (мг/дм3);

ДКi – допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, предусмотренные приложением № 3 к Правилам № 644 [1] (мг/дм3);

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./м3);

Q – объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных п.114 Правил № 644 [1], до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.

Одним из основных спорных моментов является расчет платы, когда абоненту принадлежит несколько выпусков сточных вод в ЦСВ и все или некоторые из них не оборудованы приборами учета.

Для этой ситуации в п.123 Правил № 644 [1] содержится положение, согласно которому при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину ФКi принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные п.114 данных Правил (в п.114 приведена ссылка на необходимость соблюдения приложения № 3).

При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод [2].

Таким образом, при наличии у абонента нескольких выпусков сточных вод, не оборудованных приборами учета, невозможно определить точное количество сточных вод, отведенных через каждый из данных выпусков – определяется только общий объем отводимых сточных вод.

Соответственно, в данном случае для целей определения платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть принята только средняя арифметическая концентрация с учетом концентраций на каждом из выпусков сточных вод.

1. Первой распространенной ошибкой при расчете платы за негативное воздействие на работу ЦСВ является использование для определения усредненного значения концентраций загрязняющего вещества только по тем выпускам, на которых установлены превышения нормативов, установленных в приложении № 3 к Правилам № 644 [1] с применением в расчете общего объема сброса сточных вод по всем выпускам.

Из буквального толкования п.123 Правил № 644 [1] следует, что в данном случае должна определяться средняя концентрация по всем выпускам (если она превышает нормативное значение – рассчитывается плата), а не усредненная концентрация только по тем выпускам, на которых превышены нормативы.

Применяя для расчета платы усредненную концентрацию только по выпускам, на которых превышено нормативное значение (и не учитывая концентрации на выпусках, на которых превышения отсутствуют) производить расчет с учетом общего объема сброса недопустимо, поскольку часть сточных вод была сброшена через выпуски, где нет превышений, и данный сброс не мог привести к оказанию негативного воздействия на работу ЦСВ. Соответственно объем сброса по выпускам, где нет превышений, не может быть включен в расчет, но именно потому, что в отсутствие приборов учета этот объем неизвестен, для расчета используется средняя концентрация и объем сброса сточных вод по всем выпускам.

То есть, если у предприятия есть 4 выпуска, не оборудованных приборами учета, при этом на выпусках № 3 и № 4 по конкретному веществу превышены нормативы, предусмотренные приложением № 3 к Правилам № 644 [1], формула для расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ вследствие сброса конкретного вещества должна выглядеть следующим образом:

где ФК1, ФК2, ФК3, ФК4 – фактическая концентрация вещества на каждом из четырех выпусков.

При этом если средняя концентрация по всем выпускам не превышает допустимую:

плата за негативное воздействие на работу ЦСВ не должна рассчитываться.

Приведем конкретный пример: у предприятия имеется 4 выпуска сточных вод, не оборудованных приборами учета, общий объем водоотведения 100000 м3 в месяц, тариф на водоотведение 15 руб./м3. По итогам месяца организацией ВКХ произведен отбор проб и установлено, что на выпусках № 1 и № 2 концентрация нефтепродуктов составляет 4 мг/л и 7 мг/л соответственно, а на выпусках № 3 и № 4 – 11 мг/л и 14 мг/л соответственно, при нормативе 10 мг/л.

Если брать среднюю концентрацию по всем выпускам (как требует п.123 Правил № 644 [1]), то она составит 9 мг/л и не превысит нормативное значение, в данном случае основания для исчисления платы отсутствуют.

Однако, если в противоречие с п.123 Правил № 644 [1] брать для получения средней концентрации только концентрации, превышающие норматив, тогда последняя составит 12,5 мг/л, а размер платы:

Как было отмечено выше, подобный подход к расчету платы будет принципиально неверным.

2. Вторая распространенная ошибка допускается при расчете платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в ситуации, когда часть выпусков абонента оборудована приборами учета, а другая – нет.

Например, если два выпуска (№ 1 и № 2) из четырех оборудованы приборами учета, расчет платы должен производиться отдельно для каждого из оборудованных приборами учета выпусков при превышении на данных выпусках концентраций по отдельным веществам, для которых предусмотрены нормативы в приложении № 3 к Правилам № 644 [1].

При этом по остальным выпускам, не оборудованным приборами учета, плата должна определяться по общей формуле с применением усредненной концентрации по данным выпускам, при этом объем сточных вод должен быть принят для расчета как разность общего объема сброса и объемов сброса по выпускам, оборудованным приборами учета.

Соответственно, если согласно вышеприведенному примеру выпуски № 3 и № 4 не оборудованы приборами учета, формула для расчета платы по ним будет выглядеть следующим образом:

где:

– ФК3, ФК4 – концентрации вещества, по которому осуществляется расчет платы, на выпусках, не оборудованных приборами учета;

– Q1, Q2 – объем сточных вод по выпускам, оборудованным приборами учета.

В противоречие с указанным в ряде случаев расчет платы в подобных ситуациях, когда часть выпусков оборудована приборами учета, производится с учетом усредненной концентрации вещества по всем выпускам и всего объема сброса сточных вод, что является неверным и может (в зависимости от конкретных условий) привести к необоснованному размеру платы.

Приведем пример: у предприятия 4 выпуска сточных вод. На выпусках № 1 и № 2 концентрация нефтепродуктов составила 5 мг/л и 8 мг/л соответственно, на выпусках № 3 и № 4 – 13 мг/л и 15 мг/л соответственно (при нормативе 10 мг/л). Общий объем сброса по 4-м выпускам – 40000 м3. Тариф на водоотведение 15 руб./м3. Приборами учета оборудованы выпуски № 3 и № 4 (по которым установлены превышения), расход сточных вод по выпуску № 3 составляет 10000 м3, по выпуску № 4 – 20000 м3.

Если осуществлять расчет платы ненадлежащим образом – путем усреднения концентрации по всем выпускам и с использованием общего объема сброса тогда размер платы составит:

В то же время при надлежащем исчислении платы (отдельно по каждому из выпусков, оборудованному приборами учета, и отдельно по совокупности выпусков без приборов учета) размер платы составит:

Расчет платы по выпускам № 1 и № 2 не будет производиться.

Как видно из данного примера, ненадлежащий расчет платы привел к ее значительному занижению.

Приведем другой пример: у предприятия 4 выпуска сточных вод. На выпусках № 1 и № 2 концентрация нефтепродуктов составила 9 мг/л и 10 мг/л соответственно, на выпусках № 3 и № 4 – 16 мг/л и 17 мг/л соответственно (при нормативе 10 мг/л). Общий объем сброса по 4-м выпускам – 100000 м3. Тариф на водоотведение 15 руб./м3. Приборами учета оборудованы выпуски № 1 и № 2 (по которым не установлены превышения), расход сточных вод по выпуску № 1 составляет 50000 м3, по выпуску № 2 – 40000 м3.

Если осуществлять расчет платы ненадлежащим образом – путем усреднения концентрации по всем выпускам и с использованием общего объема сброса тогда размер платы составит:

В то же время при надлежащем исчислении платы (отдельно по каждому из выпусков, оборудованному приборами учета, и отдельно по совокупности выпусков без приборов учета) размер платы составит:

Расчет платы по выпускам № 1 и № 2 не будет производиться.

Как видно из данного примера, ненадлежащий расчет платы привел к ее значительному завышению.

В связи с изложенным рекомендуем как абонентам, так и организациям ВКХ при направлении/получении расчетов платы за негативное воздействие на работу ЦСВ надлежащим образом проверять произведенный расчет на соответствие требованиям Правил № 644 [1] во избежание ситуаций, связанных как с необоснованными величинами платежей.

Документы:

  1. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.
  2. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776.
 
Юридический центр промышленной экологии
11.06.2015