Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > Нормирование сбросов: новый год – новые проблемы

Нормирование сбросов: новый год – новые проблемы

С 1 января 2015 г. разработка нормативов допустимого сброса должна вестись только на основе нормативов допустимого воздействия, но по большинству водных объектов таких нормативов нет.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» [1] нормирование сбросов водопользователей осуществляется исходя в том числе из нормативов качества окружающей среды (п. 1 ст. 23).

При этом проект НДС утверждается на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия (НДВ), которые, в свою очередь, разрабатываютcя и утверждаются Росводресурсами на основании показателей качества воды в водных объектах (постановления Правительства РФ № 469 и № 881 [2–3]).

Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса РФ» [4] предусматривает, что до утверждения НДВ, но не позднее чем до 1 января 2015 г. нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании ПДК химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Таким образом, до утверждения НДВ по водному объекту в настоящее время водопользователь осуществляет разработку НДС, исходя из наиболее жёстких нормативов качества воды (ПДК) в зависимости от целей водопользования на водном объекте – хозяйственно-питьевых или рыбохозяйственных, руководствуясь положениями пп.3, 6 Методики разработки НДС [5].

При этом после Нового года единственным вариантом нормирования сбросов водопользователей должна быть разработка НДС на основе утверждённых НДВ.

Но будут ли к 1 января 2015 г. утверждены НДВ по всем водным бассейнам, их частям? Указанное вызывает серьёзные сомнения.

Кроме того, водопользователи сталкиваются с проблемами нормирования сбросов и по тем водным объектам, по которым НДВ в настоящее время уже утверждаются Росводресурсами.

Прежде всего это связано с тем, что зачастую НДВ утверждаются далеко не по всем загрязняющим веществам, которые присутствуют в составе сбросов водопользователей. И соответственно, как осуществлять разработку НДС по данным загрязняющим веществам с 1 января 2015 г., остаётся неясным.

К примеру, перечень ПДКр.х. на сегодня включает 1071 наименование, перечень ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования – 1356 наименований, тогда как НДВ на водные объекты бассейна реки Таз содержат указание на перечень из 15 веществ, НДВ по бассейнам рек Карелии и бассейну Балтийского моря – на перечень из 12 веществ, НДВ на водные объекты бассейна реки Амур – из 14 веществ и т.д.

При этом в действующем законодательстве содержится запрет на сброс веществ, отсутствующих в НДС.

Кроме того, утверждение НДВ по водному объекту, в который водопользователь осуществляет сброс, является основанием для разработки и утверждения новых НДС, даже если срок действия утверждённых НДС, разработанных на основе нормативов качества воды водных объектов, ещё не истёк (п. 14 Методики разработки НДС [5]).

При этом в действующем законодательстве не предусмотрен порядок информирования водопользователей об утверждении НДВ в целях реализации водопользователями обязанности по переработке проекта НДС и подаче его на утверждение.

Кроме того, не указано, в течение какого периода с момента утверждения НДВ водопользователю необходимо инициировать процедуру обращения за утверждением новых НДС, переработанных на основании НДВ. В настоящее время сведения об утверждённых НДВ в отношении отдельных водных бассейнов, их частей

размещаются на сайте Росводресурсов, при этом даты утверждения НДВ зачастую не совпадают с датой размещения на сайте.

Однако нигде не предусмотрено, что день рядового водопользователя должен начинаться с изучения сайта Росводресурсов в целях определения, не утверждены ли уже НДВ по водному объекту, в который осуществляются сбросы последнего.

В свою очередь, с учётом наличия правового вакуума по указанным вопросам водопользователь не может быть привлечён к административной ответственности за невыполнение обязанности по разработке и утверждению новых

НДС при утверждении НДВ на водный объект, в который осуществляется сброс, в случае отсутствия у государственного органа доказательств доведения информации об утверждённых НДВ до водопользователя (так как вина водопользователя в данном случае отсутствует).

Также невозможно взыскать с водопользователя повышенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием вновь разработанных и утверждённых НДС в соответствии с НДВ и соответственно нового разрешения на сброс, если у природопользователя имеются ранее утверждённые НДС и выданное разрешение, сроки действия которых не истекли, поскольку процедуры прекращения действия (изъятия, аннулирования) указанных разрешительных документов в связи с утверждением НДВ в действующем законодательстве не предусмотрено.

Соответственно в настоящее время, чтобы нормы действующего законодательства о нормировании сбросов загрязняющих веществ водопользователей на основании утверждённых по водным объектам НДВ заработали, необходимо активизировать работу Росводресурсов по утверждению НДВ, а также Минприроды России урегулировать в нормативных правовых актах вопросы:

– порядка доведения до водопользователей информации об утверждении НДВ по водным объектам;

– определения сроков, в которые водопользователь с момента получения им информации об утверждении НДВ по водному объекту, в который он осуществляет сброс, должен обратиться в Росводресурсы за утверждением новых НДС.

Кроме того, в ст. 6.2 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса РФ» [4], согласно которой с 2015 г. нормирование сбросов осуществляется только на основании НДВ, необходимо внести изменения, предусматривающие альтернативные подходы к разработке НДС в случае отсутствия НДВ, в том числе в отношении конкретных сбрасываемых в составе сточных вод веществ.

ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов

веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

4. Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ».

5. Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утверждённая приказом МПР России от 17.12.2007 № 333.

Журнал "Экология производства", № 12 (124), декабрь 2014
 
Юридический центр промышленной экологии
30.12.2014