Календарь эколога
Главная > Публикации > Новости > В рамках Всероссийского налогового форума ТПП РФ состоялось обсуждение в формате «круглого стола» темы «Экологический налог – изменение названия или содержания?»

В рамках Всероссийского налогового форума ТПП РФ состоялось обсуждение в формате «круглого стола» темы «Экологический налог – изменение названия или содержания?»

Поводом для обсуждения стала инициатива последовательного перевода квазиналоговых платежей, не регулируемых Налоговым кодексом РФ и не администрируемых Федеральной налоговой службой, в статус налогов и сборов. В частности, разработан проект федерального закона о внесении изменений в НК РФ, предусматривающий трансформацию платы за негативное воздействие на окружающую среду и иных сборов в экологический налог.

Директор Департамента доходов Минфина России Е.Лебединская сообщила, что несмотря на имеющиеся проблемы в регулировании порядка расчета и взимания платы за НВОС введение экологического налога взамен данной платы является неизбежным. Однако отметила, что спешки в решении данного вопроса нет и не будет проблемой, если соответствующие изменения вступят в силу с 2021 г.

Зам. начальника Управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ К.Байгозин сообщил, что введение экологического налога не противоречит и может быть ограничено ранее изложенной позиции КС РФ (Определение КС РФ 284-О) относительно статуса платы за НВОС как «фискального сбора», носящего компенсационный характер за воздействие на окружающую среду.

Д.Мишуков обратил внимание на необходимость отказа от идеи введения экологического налога или отложение его введения в связи, в частности, со следующим:

  • проект федерального закона воспроизводит неэффективные нормы законодательства об охране окружающей среды, в частности, касающиеся квартальных авансовых платежей; ограничивает размер средств, затраченных на природоохранные мероприятия, которые могут быть зачтены в счет будущих платежей или возвращены, снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов в реализации эффективных природоохранных мероприятий;
  • начинающийся в ближайшее время переход на наилучшие доступные технологии, не обеспечен необходимыми подзаконными актами, отсутствуют понятные требования к разрешительной документации предприятий в данный период, работа с нарушением разрешений или в их отсутствие повлечет применение значительных повышающих коэффициентов при расчете эконалога, что будет влиять на размер налоговой базы.

При этом возможность отстаивания интересов хозяйствующих субъектов будет затруднена, поскольку неуплата налога может привести к безакцептному списанию денежных средств. Кроме того, руководство предприятий может быть привлечено к уголовной ответственности.

 
Юридический центр промышленной экологии
31.10.2018