Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > ТКО: кому и как платить

ТКО: кому и как платить

В 2016 г. предприятия, передававшие свои твёрдые коммунальные отходы на размещение специализированным организациям, платили за их размещение в рамках квартальных авансовых платежей, не являясь при этом законно установленными плательщиками данной платы. Теперь у них образовалась переплата.

Кто должен платить за размещение отходов?

С 01.01.2016 вступила в силу норма Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющая, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов (ТКО), являются юридические лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (ИП), при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

До указанной даты существовала неопределённость в вопросе, кто должен платить за НВОС при размещении отходов – организация, в результате деятельности которой образуются такие отходы, либо организация, которая непосредственно размещает отходы на основании гражданско-правового договора и соответствующей лицензии. Кроме того, ТКО не выделялись в самостоятельную категорию в части платы за их размещение.

Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 05.03.2013 № 5-П [1], отсутствие единого подхода к решению вопроса, какая из сторон правоотношения по поводу размещения отходов производства и потребления осуществляет функцию плательщика публично-правового платежа за НВОС, породило достаточно противоречивую практику административного и судебного истолкования.

При этом в 2015 г. распространение получила практика возложения обязанности по внесению платы за НВОС при размещении отходов на тех ИП и ЮЛ, чья деятельность и привела к образованию этих отходов.

Такая практика была обусловлена, среди прочего, тем, что действовавшая с начала 2015 г. система нормирования в области обращения с отходами не позволяла организации, эксплуатирующей объект размещения отходов, получить лимит на размещение в отношении тех отходов, которые эта организация принимала у третьих лиц в целях размещения, – данные массы отходов включались в лимиты, утверждаемые в составе нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, тех лиц, в результате деятельности которых отходы образовались [2, 3].

При этом размер платы за размещение отходов прямо зависел от наличия у лица, вносящего плату за указанный вид НВОС, лимитов, так как при отсутствии установленных лимитов применялся 5-кратный повышающий коэффициент при расчёте платы за НВОС (как и в настоящее время) [4, 5].

В чём специфика регулирования обращения с ТКО?

С 01.01.2016 также вступили в силу нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которыми установлено специальное правовое регулирование отношений по обращению с ТКО.

В соответствии со ст. 1 указанного закона:

  • ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности ЮЛ, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
  • оператор по обращению с ТКО – ИП или ЮЛ, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;
  • региональный оператор по обращению с ТКО – оператор по обращению с ТКО – ЮЛ, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В законодательстве в области обращения с отходами не содержится указания на специальные механизмы наделения ЮЛ или ИП статусом оператора (в отличие от регионального оператора, которому присваивается соответствующий статус и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации).

Лица, осуществляющие обращение с ТКО на определённой территории, известны на момент проведения конкурсного отбора регионального оператора (т.е. до наделения конкретного лица статусом регионального оператора) и включаются в документацию об отборе в качестве операторов уже по факту наличия у них соответствующих мощностей и указания в территориальной схеме [6, 7].

То есть статус оператора приобретается ЮЛ, ИП по факту обращения с ТКО (которое осуществляется и в настоящее время).

На основании ст. 2 Федерального закона № 486-ФЗ [8] региональные операторы в субъектах Российской Федерации должны быть определены не позднее 01.05.2018.

Таким образом, в отсутствие региональных операторов по обращению с ТКО законными плательщиками платы за размещение ТКО с 01.01.2016 являются исключительно операторы, осуществляющие размещение ТКО.

Проблема переплаты

Лица, обязанные вносить плату за НВОС, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала отчётного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Учитывая указанную ранее практику возложения обязанностей по уплате платы за размещение отходов на их образователей, в 2016 г. ЮЛ (за исключением субъектов МСП), передававшие ТКО на размещение специализированным организациям (операторам по обращению с ТКО), «по инерции» продолжали платить за их размещение в рамках квартальных авансовых платежей, не являясь при этом законно установленными плательщиками данной платы. В связи с этим в настоящее время у таких ЮЛ образовалась переплата.

На основании п. 2 ст. 16.5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачёту в счёт будущих платежей.

Соответственно уплаченная ЮЛ – образователями отходов в рамках квартальных авансовых платежей плата за размещение в 2016 г. ТКО, которые передавались операторам по обращению с ТКО, в настоящее время подлежит зачёту или возврату.

При этом отметим, что в настоящее время эффективных механизмов зачёта или возврата платы за НВОС не существует.

Зачёт и возврат излишне уплаченных средств возможен после представления декларации о плате за НВОС, в которой обосновывается сумма платы, подлежащая возврату (зачёту), и которая подлежит представлению в Росприроднадзор до 10 марта года, следующего за отчётным периодом (уточнённая декларация также может быть представлена не позднее 10 марта года, следующего за отчётным) [9].

В п. 36 Правил № 255 [9] говорится, что сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачёту в счёт предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачёт и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.

То есть даже если заявление подаётся в Росприроднадзор одновременно с декларацией (уточнённой декларацией) в первых числах марта, решение о зачёте или возврате излишне уплаченных сумм может не приниматься Росприроднадзором вплоть до начала июня.

В связи с этим уплачиваемый до 20 апреля первый квартальный авансовый платёж будет рассчитываться как одна четвёртая суммы, включающей переплату.

Кроме того, в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 Росприроднадзор указывает, что приоритетным является принятие решения о зачёте денежных средств в счёт будущих платежей.

Однако неясно, решит ли на практике проблему «перетекания» переплаты в квартальные авансовые платежи зачёт платы, поскольку зачёт не влияет на сумму фактически уплаченной платы за НВОС.

Документы

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью «Тополь»».
  2. Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  3. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (в ред. от 25.07.2014).
  4. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (утратило силу).
  5. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).
  6. Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами».
  7. Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».
  8. Федеральный закон от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
 
Юридический центр промышленной экологии
26.05.2017