Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > Нормирование выбросов: применение Перечня 1316-р

Нормирование выбросов: применение Перечня 1316-р

Росприроднадзор придерживается позиции, что вещества, не указанные в Перечне № 1316-р, утверждённом распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, и по своим физическим свойствам относящиеся к твёрдым частицам, следует нормировать как взвешенные вещества. Это не соответствует санитарному законодательству и может стать причиной отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно допустимых выбросов, что препятствует установлению нормативов предельно допустимых выбросов и получению разрешения на выбросы.

С 1 января 2019 г. меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в частности нормирование и контроль, будут применяться по отношению к загрязняющим веществам, включённым в специальный перечень. Хозяйствующие субъекты должны устанавливать нормативы допустимых выбросов и сбросов исключительно в отношении загрязняющих веществ, входящих в Перечень № 1316-р [1]. С 1 января 2016 г. предприятия уже вносят плату за выбросы и сбросы только тех загрязняющих веществ, которые содержатся в этом перечне. Нормативы платы в отношении выбросов и сбросов загрязняющих веществ, в нём указанных, установлены постановлением Правительства РФ № 913 [2].

Минприроды России издало письмо от 03.10.2016 № 12-44/26024 [3], в котором говорится: поскольку нормирование в области охраны окружающей среды является мерой государственного регулирования, при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух целесообразно руководствоваться Перечнем № 1316-р.

Несмотря на то, что письма федеральных органов исполнительной власти не могут содержать обязательных требований, фактически в настоящее время формируется практика установления нормативов выбросов только в отношении загрязняющих веществ, включённых в Перечень № 1316-р.

Перечень № 1316-р [1] является закрытым и включает 160 позиций по загрязняющим атмосферный воздух веществам (кроме радиоактивных).

Для сравнения в ГН 2.1.6.1338-03 [4] и ГН 2.1.6.2309-07 [5], устанавливающих предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), на основании которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), содержится суммарно более 2000 позиций. То есть в данных нормативных правовых актах учтено значительно большее число загрязняющих веществ, чем в Перечне № 1316-р.

Как указывалось выше, в отношении загрязняющих веществ, наименования которых не приведены в Перечне № 1316-р, не должны устанавливаться нормативы ПДВ.

При этом в Перечень не были включены такие часто содержащиеся в выбросах вещества, как сажа, пыль древесная, пыль абразивная, пыль ферросплавов, диЖелезо триоксид, оксид олова, гексан и др.

16 января 2017 г. Росприроднадзором издано письмо № АС-03-01-31/502 [6] следующего содержания: «Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твёрдым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твёрдым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как "взвешенные вещества"… По мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид по своим физическим свойствам относящимся к твёрдым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. Отнесение указанных веществ к взвешенным веществам пп. 10–12 Перечня, должно производиться в соответствии с размером их твёрдых частиц. Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам».

Однако указанный подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ, отсутствующих в Перечне № 1316-р, не соответствует действующему санитарному законодательству.

В пп. 10–12 Перечня № 1316-р содержатся позиции «Взвешенные частицы PM10» (п. 10), «Взвешенные частицы PM2,5» (п. 11), «Взвешенные вещества» (п. 12).

Нормирование выбросов загрязняющих веществ осуществляется на основе гигиенических нормативов – ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, являющихся основой регулирования качества атмосферного воздуха населённых мест, или при их отсутствии – ОБУВ (п. 8.1 ОНД-86 [7], п. 3.3.2 ГОСТ 17.2.3.02-2014 [8], п. 2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 [9]).

Гигиенические нормативы установлены в виде максимальных разовых и среднесуточных ПДК с указанием класса опасности и лимитирующего показателя вредности, который положен в основу установления норматива конкретного вещества (абз. 2 Приложения 4 к ГН 2.1.6.1338-03 [4]).

Следует отметить, что в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены ПДК или ОБУВ, законодательством не предусмотрено использование гигиенических нормативов, установленных для других загрязняющих веществ или их групп.

Более того, согласно примечанию к позиции «Взвешенные вещества» в ГН 2.1.6.1338-03 к взвешенным веществам относится недифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населённых пунктов. При этом ПДК взвешенных веществ не распространяется на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и др.), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.

В свою очередь, загрязняющие вещества, относящиеся к твёрдым частицам, в частности сажа, пыль абразивная, диЖелезо триоксид (в пересчёте на железо) – не являются недифференцированной по составу пылью. Для них в ГН 2.1.6.1338-03 и ГН 2.1.6.2309-07 установлены соответствующие гигиенические нормативы ПДК и ОБУВ:

Сажа 0,15 мг/м3 ПДКмр
Пыль абразивная 0,04 мг/м3 (ОБУВ)
ДиЖелезо триоксид (в пересчете на железо) 0,04 мг/м3 (ПДКсс)

 

В ГН 2.1.6.1338-03 [4] установлены самостоятельные ПДКмр на группы веществ:

Взвешенные частицы PM10 0,3 мг/м3
Взвешенные частицы PM2,5 0,16 мг/м3
Взвешенные вещества 0,5 мг/м3

 

Более того, как видно из представленных данных, значения ПДК (ОБУВ) различны для конкретных веществ (сажи, пыли абразивной, диЖелезо триоксида (в пересчёте на железо) и групп веществ (взвешенных частиц PM10, взвешенных частиц PM2,5, взвешенных веществ).

Таким образом, при нормировании выбросов индивидуально поименованных загрязняющих веществ, в отношении которых установлены самостоятельные ПДК или ОБУВ, использование значений ПДК соответствующих групп веществ прямо противоречит санитарному законодательству.

Следует отметить, что необходимым условием для утверждения нормативов ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта нормативов ПДВ санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ [10], п. 6 Положения о нормативах выбросов № 183 [11]).

Следовательно, хозяйствующие субъекты, которые будут руководствоваться позицией Росприроднадзора, указанной в письме, и разрабатывать нормативы выбросов по веществам, относящимся по своим физическим свойствам к твёрдым частицам, в отношении которых установлены самостоятельные ПДК или ОБУВ, но отсутствующим в Перечне № 1316-р, на основании гигиенических нормативов по группам веществ (взвешенные частицы PM10, взвешенные частицы PM2,5, взвешенные вещества), не только столкнутся с проблемами при расчёте нормативов ПДВ (использование применимых методик и т.д.). Они также рискуют получить санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии проекта ПДВ санитарным правилам, что не позволит получить утвержденные нормативы ПДВ и разрешение на выбросы.

Соответственно в настоящее время единственным вариантом предъявления к хозяйствующим субъектам требований о нормировании сажи, пыли абразивной, диЖелеза триоксида (в пересчёте на железо) и иных загрязняющих веществ, не указанных в Перечне № 1316-р, является внесение изменений в указанный перечень.

Документы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».
  3. Письмо Минприроды России от 03.10.2016 № 12-44/26024 «О применении распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р».
  4. ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест».
  5. ГН 2.1.6.2309-07 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест».
  6. Письмо Росприроднадзора от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения».
  7. «Методика расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)», утверждённая Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192.
  8. ГОСТ 17.2.3.02-2014 «Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями».
  9. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест».
  10. Федеральный закон от 30.031999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 03.07.2016).
  11. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённое постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 05.06.2013).
 
Юридический центр промышленной экологии
05.07.2017