Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > По вопросам о разработке проекта СЗЗ и подтверждения ее расчетного размера

По вопросам о разработке проекта СЗЗ и подтверждения ее расчетного размера

Установление СЗЗ: разъяснения Роспотребнадзора

В законодательстве сохраняется неопределённость в части необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны (С33) для отдельных категорий объектов, не установлены конкретные требования к программе натурных исследований и измерений, проводимых для подтверждения расчётного размера СЗЗ. Какие же разъяснения даёт Роспотребнадзор по данным вопросам в письмах 2016 г.?

СЗЗ – специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2.1 СанПиН [1]).

Процедура установления СЗЗ включает два этапа:

  • обоснование расчётного размера СЗЗ в проекте СЗЗ;
  • подтверждение расчётного размера СЗЗ результатами натурных исследований и измерений (п. 2.2 СанПиН [1]).

В письмах от 22.07.2016 № 09/15453-16-16 и от 12.08.2016 № 01/10943-16-31 Роспотребнадзор выразил позицию, согласно которой для предприятий IV и V классов опасности не требуется разработка проекта СЗЗ.

Действительно, в абз. 2 п. 2.1 СанПиН [1] предусматривается разработка проекта СЗЗ только для объектов I–III классов опасности.

Однако альтернативный порядок установления СЗЗ (без проекта) определён только для объектов V класса опасности следующих категорий:

  • размещаемые объекты малого бизнеса (при подтверждении расчётами на границе жилой застройки соблюдения гигиенических нормативов);
  • действующие объекты малого бизнеса;
  • размещаемые микропредприятия.

В то же время в п. 4.3 СанПиН [1] прямо указано на то, что установление СЗЗ для объектов IV, V классов опасности осуществляется на основании, в частности, результатов экспертизы проекта СЗЗ.

Таким образом, указанные письма Роспотребнадзора не дают пояснений по порядку применения СанПиН [1] в части необходимости разработки проекта СЗЗ для объектов IV, а также V класса опасности (не относящихся к объектам малого бизнеса, микропредприятиям), поскольку не определено, в каком порядке, не предусматривающем разработку проекта СЗЗ, для них могут быть установлены данные зоны.

Необходимо отметить также распространённость судебной практики, согласно которой требования СанПиН [1] (в редакции, действующей с 12.11.2010) не распространяются на действующие объекты, для которых в связи с этим разработка проектов СЗЗ не требуется (см. Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 № 309-КГ15-271 по делу № А60-40038/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 по делу № А33-18487/2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 по делу № А60-50496/2015, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.05.2016 по делу № А71-1771/2016).

В редакции СанПиН [1], действовавшей до 12.11.2010, были установлены требования к длительности и количеству проводимых для целей подтверждения расчётного размера СЗЗ исследований и измерений в зависимости от класса опасности объекта.

В действующей редакции СанПиН [1] требования к длительности и количеству исследований и измерений для установления окончательного размера СЗЗ отсутствуют.

При этом СанПиН [1] дополнены указанием на то, что подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

Однако, как следует из п. 2.3 СанПиН [1], критерием для определения размера СЗЗ является непревышение гигиенических нормативов на её внешней границе и за её пределами.

При этом лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе СЗЗ, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ (п. 2.12 СанПиН [1]).

Это означает, что результаты натурных исследований и измерений, проведённых только на границе жилой застройки (в жилой застройке), являются недостаточными для установления окончательного размера СЗЗ.

В письмах Роспотребнадзор указал, что результаты натурных исследований и измерений, полученные в рамках надзорных мероприятий, производственного контроля, являются подтверждением соблюдения гигиенических нормативов не только на границе жилой застройки, но и иных нормируемых территорий, а также на границе СЗЗ.

Согласно указанным письмам Роспотребнадзора контроль загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 [2] и РД 52.04.186-89 [3]. Однако эти документы не определяют длительность проведения натурных исследований и измерений для целей установления СЗЗ.

В п. 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 [2] установлено, что размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.

Однако порядок такого согласования не определён законодательством.

Требования к производственному контролю за соблюдением санитарных правил были определены в СП 1.1.1058-01 [4], срок действия которых истёк 01.01.2012. Однако данный документ в настоящее время применяется на практике. В письме от 15.02.2012 № 01/1350-12-32 Роспотребнадзор выразил позицию, согласно которой СП 1.1.1058-01 [4] действуют на территории Российской Федерации до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

В СП 1.1.1058-01 [4] предусмотрено составление предприятиями программы (плана) производственного контроля, включающей, в частности, перечень факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием контрольных точек. При этом органы Роспотребнадзора без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию, в частности, о перечне химических веществ, физических и иных факторах, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний (п. 6.2 СП 1.1.1058-01 [4]).

Какое-либо согласование указанной программы (плана) СП 1.1.1058-01 [4] не предусмотрено.

В письме Роспотребнадзор выразил позицию о том, что предъявляемые в СанПиН [1] требования к количеству измерений относятся к контролю загрязнения атмосферного воздуха, но не физического воздействия на атмосферный воздух.

Однако СанПиН [1] не содержит требований к количеству исследований и измерений, необходимых для установления окончательного размера СЗЗ.

Полагаем, что в данном случае в письме Роспотребнадзора имелся в виду п.4.5 СанПиН [1], предусматривающий, что размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен, в частности при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до гигиенических нормативов на границе СЗЗ и за её пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II классов опасности (не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности – по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее 30 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений.

Из содержания данного пункта СанПиН [1] неясно, о каком именно уменьшении СЗЗ идёт речь (например, об установлении СЗЗ меньше, чем предусмотрена санитарной классификацией, или об установлении СЗЗ меньше, чем была установлена ранее). При этом процедура «уменьшения» СЗЗ в СанПиН [1] не урегулирована.

Ранее в письме от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 Роспотребнадзором было выражено мнение о том, что п. 4.5 СанПиН [1] применяется в случае сокращения размеров СЗЗ по сравнению с размерами, приведёнными в классификации главы VII СанПиН [1], или с ранее установленными.

Подобное толкование СанПиН [1] не основано на требованиях санитарных правил.

В связи с этим органы Роспотребнадзора не вправе требовать, чтобы в целях установления окончательного размера СЗЗ натурные исследования и измерения были проведены исходя из длительности и количества, указанных в п. 4.5 СанПиН [1].

В письме Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 было рекомендовано при составлении программы натурных исследований и измерений распределять их в течение года посезонно.

Санитарным законодательством такое распределение натурных исследований и измерений не предусмотрено, что подтверждено Роспотребнадзором в письме.

Документы:

  1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74.
  2. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест». Введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 14.
  3. РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы». Утверждён Госкомгидрометом СССР 01.06.1989, Главным государственным санитарным врачом СССР 16.05.1989.
  4. СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18.
 
И.Б.Петров
Юридический центр промышленной экологии
13.02.2017