Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > Ограничение негативного воздействия на работу ЦСВ: новые требования

Ограничение негативного воздействия на работу ЦСВ: новые требования

Новые ограничения при сбросе сточных вод

В новой редакции изложены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), в том числе:

  • перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещённых к сбросу в ЦСВ (приложение 4 к Правилам № 644, до 01.01.2017 – приложение 2);
  • перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (приложение 5, до 01.01.2017 – приложение 3).

В новом перечне запрещённых к сбросу веществ, материалов, отходов и сточных вод пересмотрены ранее утверждённые ограничения, например запрещается сброс растворов кислот и щелочей, в результате сброса которых образуются сточные воды с показателем общих свойств сточных вод по водородному показателю (pH) менее 4,5 или более 12 (ранее диапазон составлял не менее 5 и не более 10).

Кроме того, установлены дополнительные запреты, в частности на сброс сточных вод с температурой более 80°С и любых неизмельчённых предметов и материалов крупнее 2 см.

Применительно к перечню максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах следует отметить, что по ряду веществ и показателей существенно смягчены ограничения к сбросу.

Например, увеличена в 20 раз (с 0,25 до 5 мг/л) допустимая концентрация фенолов в сточных водах для бытовых ЦСВ, в 16 раз (с 0,5 до 8 мг/л) – допустимая концентрация нефтепродуктов в сточных водах для ливневых ЦСВ.

Ряд веществ и показателей для бытовых ЦСВ более не нормируется (стронций, индекс токсичности, кратность разбавления, при которой исчезает окраска в столбике 10 см, минерализация). При этом установлены нормативы для таких ранее не нормируемых веществ, как полихлорированные бифенилы и СПАВ неионогенные.

Также отдельно (примечанием 5) выделены показатели и вещества, нормативы по которым приведены в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети (сульфаты, хлориды, жиры, водородный показатель, летучие органические соединения).

Обеспечение соблюдения требований к предотвращению негативного воздействия на работу ЦСВ

В целях обеспечения выполнения установленных в приложениях 4, 5 требований предусмотрена обязанность абонентов разрабатывать и выполнять планы по соблюдению данных требований (далее – план).

Основанием для разработки плана является неоднократное (2 раза и более в течение календарного года) нарушение требований, указанных в приложении 4, или грубое нарушение требований, перечисленных в приложении 5.

Также основанием для разработки плана является указание в декларации о составе и свойствах сточных вод (далее – декларация) фактических концентраций загрязняющих веществ в сточных водах или фактических показателей свойств сточных вод с грубым превышением нормативов, приведённых в приложении 5.

При этом грубым является нарушение в случае превышения значения, указанного в последней (6-й по счёту) графе приложения 5. Например, к грубым нарушениям относится превышение допустимой концентрации по всем металлам более чем в 3 раза.

При наличии указанных оснований план разрабатывается абонентом на срок до 7 лет по форме приложения 2 к Правилам № 644 к 01.01.2019, а в случае наступления соответствующих обстоятельств после 01.01.2019 – в течение 90 дней.

План должен предусматривать реализацию одного или нескольких из следующих мероприятий:

  • строительство или модернизацию локальных очистных сооружений (ЛОС), а также очистку сточных вод абонента с использованием ЛОС, принадлежащих третьим лицам;
  • создание систем оборотного водоснабжения;
  • внедрение технологий производства продукции (товаров), оказание услуг, проведение работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод;
  • передачу сточных вод для очистки специализированным организациям по договору на очистку;
  • заключение договора водоотведения, предусматривающего приём сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определённым в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки их осадка и с сохранением возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещённых к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). При этом должно быть также достигнуто соглашение об условиях внесения платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в указанной ситуации.

Организация ВКХ осуществляет согласование плана и проверку реализации заложенных в него мероприятий по завершению каждого из этапов плана.

Основаниями для отказа в согласовании являются:

  • несоответствие плана по форме, приведённой в приложении 2 к Правилам № 644;
  • составление плана на срок более 7 лет;
  • несоответствие мероприятий, указанных в плане, ранее приведённому перечню;
  • необеспечение доступа абонентом представителям организации ВКХ к объектам абонента для проверки обоснованности мероприятий плана.

Также необходимо отметить, что на период реализации плана абонент и организация ВКХ вправе заключить соглашение, предусматривающее вычет из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу ЦСВ документально подтверждённых затрат на реализацию мероприятий плана, фактически произведённых абонентом на дату внесения платы, но не более 50% размера начисленной платы.

В свою очередь, если абонент при наличии на то оснований не утвердит к 01.01.2019 план или будет установлено невыполнение им данного плана, к плате за негативное воздействие на работу ЦСВ такого абонента будет применяться дополнительный повышающий коэффициент 2.

Ранее предусмотренное в п. 116 Правил № 644 положение об обязанности крупных абонентов, а также абонентов, осуществляющих определённые виды хозяйственной деятельности, к 01.01.2019 ввести в эксплуатацию ЛОС признано утратившим силу с 01.01.2017.

Новые требования к подаче декларации

С 01.01.2017 изменился круг абонентов, обязанных подавать декларацию.

Если ранее эта обязанность возлагалась на всех абонентов, сбрасывающих более 30 м3 сточных вод среднесуточно и осуществляющих деятельность по производству и переработке продукции, то теперь достаточным условием является отведение более 30 м3 сточных вод среднесуточно без привязки к осуществлению определённой деятельности.

В то же время декларацию не подают абоненты, являющиеся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники и (или) пользователи жилых помещений в многоквартирных домах или собственники жилых домов.

С 01.01.2017 введена в действие новая форма декларации (приложение 1 к Правилам № 644).

Кроме того, если ранее декларация подавалась в уведомительном порядке, то теперь организации ВКХ обязаны рассматривать поданные декларации в течение 10 дней и вправе отказать в её приёме.

Одним из оснований для отказа является отсутствие сведений или документов, предусмотренных формой декларации, а также несоответствие сведений об абоненте действительности.

Следует отметить, что теперь в декларации загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод определяются в соответствии с перечнем, приведённым в приложении 5, а также в соответствии с нормативами допустимых сбросов абонента, в отношении которого установлены такие нормативы. При этом нулевые значения фактических концентраций в декларации не могут быть указаны.

Соответственно с 01.01.2017 загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод не определяются в соответствии с утверждёнными нормативами водоотведения по составу сточных вод, утверждаемыми органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ.

Следовательно, если нормативами водоотведения по составу сточных вод предусмотрены какие-либо вещества или показатели, не указанные в приложении 5 к Правилам № 644, на основании поданной абонентом декларации определить соблюдение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод будет невозможно.

При составлении декларации в обязательном порядке учитываются результаты, полученные за два предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией ВКХ.

При этом декларация может быть не принята организацией ВКХ в случае указания в ней значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определённого по результатам, полученным за предшествующие два года в ходе контроля состава и свойств сточных вод со стороны организации ВКХ.

Указанное означает, что если за последние два года организация ВКХ всякий раз устанавливала превышение установленной допустимой концентрации по какому-либо веществу, абонент не вправе указать в декларации фактическое значение концентрации без превышений, даже если в настоящее время сброс с превышением не осуществляется.

Фактически данная норма может повлечь за собой искусственное завышение содержания загрязняющих веществ и показателей свойств сточных вод абонента и соответственно необоснованную плату за негативное воздействие на работу ЦСВ.

Более не регламентируется то количество проб сточных вод, которые необходимо отобрать для составления декларации (до 01.01.2017 было указано, что таких проб должно быть не менее 6). Соответственно абоненты могут существенно сократить затраты на осуществление отбора и анализа проб сточных вод.

На 2017 г. декларация по новой форме должна быть представлена абонентами в организации ВКХ до 01.04.2017 (одновременно утратят силу ранее поданные декларации на 2017 г.). На 2018 и последующие годы декларации должны подаваться до 1 ноября предшествующего года (ранее декларацию на очередной год было необходимо подавать не менее чем за полгода).

С 01.01.2017 вступили в силу также новые основания для прекращения действия декларации:

  • выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля превышения НДС абонентов или нормативов, указанных в приложении 5 по показателям, не указанным в декларации;
  • выявление 2 раза в течение календарного года в контрольной пробе, отобранной организацией ВКХ, значения фактической концентрации по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значения, заявленного абонентом в декларации.

В течение трёх месяцев со дня оповещения абонента организацией ВКХ о наступлении хотя бы одного из указанных случаев абонент обязан внести соответствующие изменения в декларацию. В случае если соответствующие изменения в декларацию не были внесены, декларация прекращает своё действие.

Ещё одним нововведением стало ограничение возможности внесения абонентом изменений в декларацию. Теперь – не чаще 1 раза в месяц (ранее – в любое время), при этом уточнено, что изменения не могут быть внесены после получения уведомления о проведении мероприятия по контролю и вплоть до его окончания.

Новый порядок исчисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ

Правилами № 644 предусмотрены два варианта расчёта платы за негативное воздействие на работу ЦСВ:

  • за сброс с нарушением запретов, установленных в приложении 4 – по формуле, приведённой в п. 120 Правил № 644;
  • за сброс с превышением допустимых концентраций и показателей свойств сточных вод, указанных в приложении 5 – по формулам, указанным в пп. 123, 123(1) Правил № 644.

С 01.01.2017 основанием для применения коэффициентов 10 и 25 к плате за нарушение установленных в приложении 4 запретов является выявление повторного нарушения по тому же самому показателю, а не за любое повторное нарушение данных запретов.

Кроме того, теперь плата за залповый сброс (с превышением более чем в 20 раз установленных в приложении 5 показателей) определяется не по формуле, указанной в п. 120 Правил № 644, а по формуле, указанной в пп.123, 123(1) данных Правил.

При этом порядок исчисления размера платы за нарушение указанных в приложении 5 нормативов претерпел гораздо более существенные изменения.

Так, теперь такая плата исчисляется в два этапа:

  • на первом этапе по формуле, указанной в п. 123(1), определяется кратность превышения фактической концентрации каждого загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации загрязняющего вещества. При этом все вещества и показатели в приложении 5 поделены на группы (например, все металлы соответствуют группе 4);
  • на втором этапе по формуле п. 123 определяется размер платы.

При этом установленные кратности превышения по группам 2 и 4 суммируются, а по группам 1, 3, 5 в расчёте платы учитываются только максимально установленные кратности превышения.

Ещё одно нововведение – уточнение, что в случае сброса сточных вод в ЦСВ через несколько выпусков, не оборудованных приборами учёта, для целей расчёта платы по каждому выпуску отдельно количество отведённых сточных вод по каждому из них определяется в соответствии с представленным абонентом балансом водопотребления и водоотведения.

Если же такой баланс отсутствует, расчёт платы осуществляется в отношении общего объёма отведённых по всем выпускам сточных вод, при этом для расчёта кратности превышения принимается усреднённое значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, на которых было зафиксировано превышение максимальных допустимых значений.

То есть в данной ситуации не будет учитываться концентрация загрязняющего вещества (показатель свойств сточных вод), не превышающая установленные нормативы, что может привести к завышению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.

С 01.01.2017 более не устанавливается максимальный «потолок» в виде 10-кратного тарифа на водоотведение для платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в результате нарушения установленных в приложении 5 нормативов.

Также установлен дополнительный повышающий коэффициент 2 к данной плате в случаях:

  • выявления более чем 2-кратного превышения по одному и тому же показателю 2 раза и более в течение года (только по показателю, по которому выявлено превышение);
  • отсутствия у абонента поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод (условие действует с 01.04.2017).

В то же время предусмотрен и ряд льготных условий:

  • если при отборе проб сточных вод абонента будет установлено содержание веществ, не более чем в 1,5 раза превышающее значение, указанное в декларации абонента, для расчёта платы за негативное воздействие на работу ЦСВ будет применяться значение, указанное в декларации (условие действует с 01.04.2017);
  • в случае, если в соответствии со сведениями о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам, показатели состава и свойств питьевой воды, подаваемой организацией, осуществляющей в отношении абонента одновременно водоснабжение и водоотведение, превышают соответствующие нормативы, указанные в приложении 5, при расчёте платы такого абонента за негативное воздействие на работу ЦСВ за значение допустимой концентрации принимаются значения указанных показателей питьевой воды, увеличенные в 1,1 раза.

Таким образом, изменения в Правилах № 644 могут привести к тому, что абоненты, не допускающие значительных нарушений нормативов, указанных в приложении 5 и поданной декларации, будут вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в меньшем объёме, чем до 01.01.2017, или не платить её вовсе.

В то же время абоненты, существенно нарушающие указанные нормативы, будут вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в гораздо большем, чем до 01.01.2017, объёме.

 
Юридический центр промышленной экологии,
К.Ю. Грейг
10.02.2017