Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > О судебной практике по оспариванию решений об отказе в утверждении НДС

О судебной практике по оспариванию решений об отказе в утверждении НДС

В настоящее время в случае, если представленному водопользователем для утверждения проекту нормативов допустимых сбросов (НДС) отказано в согласовании одним из уполномоченных органов, Росводресурсы автоматически отказывают в утверждении проекта НДС. Однако складывающаяся судебная практика зачастую показывает, что такие действия Росводресурсов не являются законными, если отказ в согласовании не мотивирован.

В настоящее время сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду допускаются при наличии у природопользователей установленных НДС и выданного на их основании разрешения на сбросы (п.4 ст.23 Федерального закона «Об ООС» [1]).

НДС водопользователям утверждаются Росводресурсами по согласованию с Росгидрометом, Росприроднадзором, Росрыболовством и Роспотребнадзором (постановление Правительства РФ № 469 [2]).

Ранее водопользователи до представления НДС в Росводресурсы осуществляли их согласование с каждым из вышеуказанных органов самостоятельно.

С вступлением в силу с 19 октября 2014 г. Административного регламента № 246 [3] порядок утверждения НДС изменился: теперь водопользователь должен предоставить НДС на утверждение в Росводресурсы, которые самостоятельно осуществляют согласование НДС с каждым из вышеуказанных органов государственной власти. После согласования Росводресурсы выносят решение об утверждении НДС или об отказе в его утверждении.

Необходимо отметить, что одним из оснований для отказа в утверждении НДС является получение Росводресурсами мотивированного отказа в согласовании от одного из согласующих органов. При этом основания для отказа в согласовании НДС в Административном регламенте № 246 [3] не приведены.

В связи с этим перед водопользователем, получившим отказ в утверждении НДС по причине отказа в согласовании данных нормативов от одного из согласующих органов, и не согласным с данным отказом встают следующие вопросы:

  • какой отказ в согласовании НДС следует считать мотивированным;
  • что подлежит оспаривать в суд – отказ в согласовании НДС конкретного уполномоченного органа или отказ в утверждении НДС Росводресурсов.

Так, с одной стороны, отказ в утверждении НДС оформляется решением Росводресурсов, и именно данное действие (в случае его необоснованности) нарушает права и интересы водопользователя, поскольку последний не может получить разрешение на сбросы и соответственно не имеет права сбрасывать сточные воды.

С другой стороны, отказ Росводресурсов является прямым следствием отказа согласующего органа, а значит именно отказ согласующего органа в согласовании НДС влечет нарушение прав водопользователя.

При этом судебная практика складывается таким образом, что надлежит обжаловать именно отказ Росводресурсов в утверждении НДС.

Обращаем внимание, что судами не принимаются доводы Росводресурсов о том, что Административный регламент № 246 [3] не предоставляет Росводресурсам права принимать решение об утверждении НДС при отказе уполномоченного органа в согласовании проекта НДС и не относит к компетенции Росводресурсов дачу оценки мотивированности таких отказов (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июня 2016 г. по делу № А03-4586/2015). Соответственно суды отклоняют позицию Росводресурсов, что последние не являются надлежащим ответчиком по подобным делам и необходимо обжаловать именно действия согласующего органа (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2016 г. по делу № А45-16232/2015, признано законным и обоснованным определением Верховного Суда РФ от 21 июля 2016 г. № 304-КГ16-8758).

Более того, суды прямо указывают, что мотивированным должен быть не только отказ в согласовании НДС, но и отказ Росводресурсов в утверждении НДС на основании такого отказа в согласовании (постановление 2-го арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2016 г. по делу № А29-11954/2015).

В постановлении 2-го арбитражного апелляционного суда подробно разъясняется, какой отказ является мотивированным: мотивировка решения публичного уполномоченного органа (должностного лица) призвана объяснить, почему им принято то или иное решение, и обосновать выводы конкретными обстоятельствами со ссылкой на имеющиеся в представленном заявителем проекте НДС недостатки и положения закона, которым такие недостатки не соответствуют или противоречат, или на мотивированный отказ согласующих уполномоченных органов исполнительной власти, в которых имеется надлежащая мотивировка рассматриваемого вопроса.

В данном судебном решении суд сделал вывод, что Росводресурсы в отказе в утверждении НДС не вправе были ограничиться общим указанием на отклонение от утверждения НДС ввиду получения отказа в их согласовании от согласующего уполномоченного органа.

В указанном случае суд сделал вывод о том, что отказ в согласовании НДС Росгидромета был обусловлен только тем, что подведомственное Росгидромету учреждение не представило заключение по рассмотрению проекта НДС, отказавшись его рассматривать в связи с отсутствием данной услуги в перечне работ, финансируемых из бюджета. Соответственно подобный отказ в согласовании НДС является формальным и не может быть признан мотивированным.

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2016 г. по делу № А45-16232/2015 суд указал, что отказ Росрыболовства в согласовании НДС не может быть признан мотивированным отказом согласующего уполномоченного органа, который может повлечь за собой отказ в утверждении НДС. Из содержания рассматриваемого отказа Росрыболовства в согласовании НДС невозможно установить, какие именно вещества превышают предельно допустимые концентрации и что в представленных обществом на утверждение НДС не соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного водопользователям, не согласным с отказом в согласовании НДС со стороны того или иного уполномоченного органа и вынесенным на его основании Росводресурсами отказом в утверждении НДС, надлежит оспаривать отказ Росводресурсов в утверждении НДС в арбитражный суд, если полагают, что отказ в согласовании не является мотивированным, руководствуясь соответствующей судебной практикой.

Документы:

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
  3. Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению НДС веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росрыболовством и Росприроднадзором, утвержденный приказом Минприроды России от 2 июня 2014 г. № 246.
 
Юридический центр промышленной экологии,
К.Ю.Грейг
08.11.2016